Дворец культуры НТМЗ был построен в 1952 году. Как писали тогда городские газеты, «он стал щедрым подарком партии, правительства и товарища Сталина новотагильским металлургам за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны».
Здание Дворца металлургов выполнено в стиле неоклассицизма 50-х годов или так называемого «сталинского ампира», для которого характерны внешняя монументальность и величественность. Оформление здания представляет собой синтез нескольких искусств: архитектуры, скульптуры, живописи, прикладного творчества.
Проект дворца разрабатывался под руководством свердловского архитектора В.В. Емельянова. «Изюминкой» проекта является фойе, размещенное в центре здания. Обычно основой таких сооружений становится зрительный зал, как, например, в Нижнетагильском драматическом театре. Во дворце же металлургов за основу композиции взято круглое фойе. Такое нестандартное проектное решение заставило архитектора В. Емельянова ломать голову над тем, как перекрыть огромное пространство над фойе, чтобы соорудить над ним еще один зал. Сегодня он носит название «Президентский». Из вестибюля Дворца, отделанного белым и красным мрамором, зрители попадали в великолепное фойе. Отсюда можно было пройти в большой зрительный зал на тысячу мест, читальный зал с книгохранилищем на восемьдесят тысяч томов, хорошо оборудованный спортивный зал и просторное кафе. Пять залов занимал Дом техники - будущий музей истории предприятия.
Интересна история создания двух скульптур, стоящих перед входом во дворец. Они ваялись с реальных людей – работников НТМЗ. Мастер доменного цеха Валерий Крючков и сталевар мартеновского цеха Виктор Есин в 1952 году в течение месяца позировали скульптору Габриэль Вайсберг (жене тогдашнего директора НТМЗ Эммануила Вайсберга).
Едва родившись, дворец был признан лучшим архитектурным сооружением РСФСР и получил первую премию Совета Министров.
Фото Анастасии Федотовой и с сайта Центра культуры и искусства НТМК