Характеристика моста
Категория: автомобильно-пешеходный
Общая длина: 45 м
Ширина моста: 8,30 м
Площадь с тротуарами: 432,0 м2
Высота над поверхностью воды: 3,7 м
Водная преграда: р.Тагил
Год открытия: 1725 г. – деревянный (разборный), конец 1980-х годов – железобетонный
Мост располагается по ул. Карла Маркса у музея-завода истории развития техники черной металлургии через реку Тагил. Его длина составляет 45 метров, ширина – 8 метров, а высота над поверхностью воды – 3,7 метра. Конструкция трёхпролетная, рамного типа, выполнена из стальных балок. Опоры и устои моста изготовлены из монолитного железобетона. Мостовое ограждение выполнено из стального фигурного литья. На тротуарах располагаются опоры освещения. Мост предназначен для движения пешеходов и автомобильного транспорта в обоих направлениях.
История моста
Зелёный мост является самым ранним из построенных мостов через реку Тагил. Он был возведён одновременно с заводом им. В.В. Куйбышева и служил для входа и заезда на его территорию. Первоначально мост являлся разборным. Чтобы «спрудная» волна, по которой отправляли караваны с продукцией завода, не снесла мост, его разбирали накануне выпуска воды из пруда. Позднее, в начале XIX столетия, из-за многолетнего маловодья от отправки караванов по воде отказались, и мост установили на постоянных опорах. В 1927 году в результате наводнения мост длиной 60 метров был разрушен, через год его восстановили. А в конце 80-х годов деревянную конструкцию заменили на железобетонную.
Долгое время мост был безымянным. История его названия связана с визитом в 1837 году в Тагил наследника престола цесаревича Александра, будущего императора Александра II. По этому случаю мост через «вешнячий канал» перестелили, соорудили новые перила и покрасили их в зелёный цвет, используя краску на основе малахитовой пудры. Заводские мастеровые и поселковые мещане тут же прозвали мост Зелёным, и это название было в ходу у тагильчан долгое время, несмотря на то, что мост уже давно перестали красить в зелёный цвет.
Дополнительная информация
Зелёный мост повидал на своём веку ещё двух представителей царской семьи. 29 июля 1868 года на Нижнетагильском заводе побывал третий сын императора Александра II Великий князь Владимир Александрович, ставший позднее сенатором и президентом Российской академии художеств. Другой сын Александра II – Великий князь Алексей Александрович - побывал на Тагильском заводе дважды. Первый раз в июле 1873 года, когда размещал на заводе срочный заказ для Российского военно-морского флота. Второй - в сентябре 1875-го, когда приехал лично вручить премиальные тагильским мастеровым, которые этот заказ выполнили.