Кушвинский мост – название краеведов, Малокушвинский мост– народное название
Характеристика моста
Категория: автодорожный
Водная преграда: р. Малая Кушва
Год открытия: XVIII век – деревянный
Мост проходит через речку Малая Кушва по улице Красногвардейская.
История моста
Точная дата появления моста через речку Малая Кушва не определена. Его можно было бы смело назвать ровесником Нижнетагильского завода. Ведь первые «железные караваны» с тагильским металлом отправлялись не к Чусовой, а на «старый завод» в Невьянск по Невьянскому (или Старозаводскому) тракту. Первой преградой на их пути была р. Малая Кушва. Правда, в архивных документах первые упоминания о мосте через эту реку появляются только во второй половине XIX века, хотя было бы совершенно логично предположить, что и до этого времени без моста здесь не могли обойтись.
С большой степенью вероятности можно предположить, что появление «капитального» моста в этом месте произошло в одно время с открытием при заводском посёлке «почтовой экспедиции» 9 июня 1808 года. В ту пору почта перевозилась в почтовых каретах и бричках. От волостных правлений, городских управ и заводовладельцев губернские почтовые конторы требовали «держать дороги и переправы на оных в годном для проезда почтовых карет состоянии».
В советское время мост через Малую Кушву неоднократно перестраивался и реконструировался. Название ему на официальном уровне так и не дали. Жители улицы Красногвардейской называли его Кушвинским или Малокушвинским. В 1918 году в районе моста, рядом со Скорбященским монастырем, проходил второй рубеж обороны Красной Армии. В память об этом событии в 1958 году здесь был установлен бетонный памятный знак с чугунной доской, на которой была отлита надпись: «Здесь будет сооружен обелиск в честь героической обороны Н. Тагила Красной Армией против белочехов в 1918 году». Спустя пять лет состоялся конкурс и был определен лучший проект обелиска. Однако он не был реализован, а чугунную доску с памятного знака сняли неизвестные лица.
Сейчас мост почти незаметен проезжающим по нему водителям и пассажирам, и о его наличии можно догадаться только по отбойникам, обязательным для такого рода участков дороги.