<= Картина С.Ф. Худоярова "Молодой садовник"
Степан Федорович Худояров - младший сын Федора Андреевича Худоярова - родился в 1810 году. Помогая отцу в лакировальной мастерской, он научился растирать краски, грунтовать подносы, владеть карандашом и кистью. Отданный для обучения в Выйское общеобразовательное училище, Степан проявил большие способности к рисованию, черчению и был первым учеником у Павла Ивановича Баженова. Степан Худояров считается человеком счастливой судьбы. Ему везло, часто помогал случай. Но от этого жизненный путь бедного человека не стал менее труден и тернист.
Все началось с 1827 года, когда семнадцатилетний сын крепостного крестьянина по распоряжению Н.Н. Демидова, вместе с М. Федосеевым и В. Казанцевым был отправлен в Италию для изучения живописи у знаменитого К.П. Брюллова. Из писем Брюллова к Демидову мы узнаем, что юноши имеют "отличные способности от природы" и "прилежны в занятиях.., в течение двух лет успели столько, что редкие сего достигают в столь короткое время".
В 1830 году Степан Худояров упоминается в переписке уже под фамилией "Федоров". Это говорит о том, что Демидовы дали своему крепостному вольную, что сопровождалось обычно изменением фамилии. С. Худояров стал Федоровым по имени своего отца.
В 1832 году он возвращается в Россию. Возможно, именно в этот период становится студентом Академии художеств. Затем следует новая поездка в Италию, в Рим. В 1843 году С. Федоров (Худояров) отправил в Петербург в Академию художеств свою копию с картины Джулио Романо, за которую Совет Академии присвоил ему звание свободного художника и выслал аттестат.
Письма 1846 года свидетельствуют о тяжелом материальном положении в Италии нашего земляка. В них неоднократные просьбы в Академию художеств о денежной помощи "во уважение крайне бедного положения". В надежде на денежное пособие туда же были отправлены еще две копии, выполненные Худояровым-Федоровым с картин "Вирсавия" К. Брюллова и "Святой Себастьян" Гвидо-Рени. Начальник русских художников в Риме господин Киль, через которого письма отправлялись, слева от списка этих работ сделал приписку: "Обе весьма удачные". Совет Академии художеств через три года молчания сухо ответил: "...т.к. г. Худояров послан был за границу не от Академии, то способности его оной вовсе неизвестны. Копия же его картины, по которой он был удостоен звания художника, не имеет достаточных достоинств, чтобы Академия могла ходатайствовать у Государя императора о каком-либо ему вспомоществовании".
Как жил свободный художник Худояров Федоров последующие два года, при каких обстоятельствах и когда вернулся в Россию, неизвестно. Но в 1848 году в его жизни опять произошли события важные и поворотные в судьбе.
В 30-40-х годах прошлого века в России возродился интерес к мозаичному искусству. В связи с принятием решения о выполнении техникой мозаики стенных росписей в Исаакиевском соборе возникла потребность в специалистах высокого класса. В 1847 году в Петербурге при Академии художеств было создано мозаичное заведение. Одновременно в Риме планировалось открыть временную четырехгодичную мастерскую под руководством профессора Барбери и послать для обучения в ней нескольких молодых людей. В 1848 году мастерская была открыта, и в Италию отправили четырех русских художников, окончивших Академию и пожелавших изучать мозаику на практике. В эту группу вошли В. Раев, Е. Солнцев, И. Шаповалов и С. Федоров-Худояров.
Возможно, Худояров - Федоров и не возвращался в 1840-х готах в Россию, а присоединился к группе русских стажеров прямо в Риме, где он точно находился, как следует из документов, в 1846 году и где работал автор программы подготовки русских мозаичистов Кривцов. Присоединение к группе позволило нашему земляку поправить свои материальные дела - занятия стажеров финансировались Академией художеств. В 1851 году он вместе с товарищами вернулся в Россию, овладев техникой мозаичной живописи под руководством профессора Барбери и Д. Бонафеде. В качестве отчета о приобретенных знаниях художники привезли в Петербург выполненные в Италии мозаики: "Образ Св. Николая", копию мозаичного пола в античном доме Отриколи, мозаику голов четырех евангелистов, набранную с оригинала К. Брюллова (в настоящее время эти работы находятся в Эрмитаже).
Ко времени возвращения русских мастеров в Петербург созданное при Академии художеств мозаичное заведение было передано в ведение стекольного завода в начале 1852 года. Следовательно, деятельность Степана Худоярова-Федорова как мозаичиста прошла на петербургском стекольном заводе, в художественном отделе мозаичного заведения. Кроме того, он принимал непосредственное участие в работах по отделке Исаакиевского собора. Они представляли собой воспроизведение мозаичной техникой оригиналов, выполненных масляными красками, в написании которых принимали участие известные художники Нефф, Вениг, Дузи, Чистяков, Бруни и другие.
Степан Худояров-Федоров состоял художником мозаичного отделения Академии художеств по 1860 год. В 1865-м его не стало. Как прожил он последние пять лет своей неспокойной жизни, мы не знаем. Документов не выявлено. Творчество С. Худоярова-Федорова не изучено, его оригинальные произведения не найдены. В нашем музее-заповеднике хранится несколько копий, выполненных художником в Риме. Единственная оригинальная работа: портрет Ивана Сусанина - собирательный образ народного героя, - подаренная автором М.И. Глинке, в настоящее время находится в Москве в музее музыкальных инструментов имени композитора.