Анцыгин Иван Михайлович

Член Союза художников России с 1992 года.
Работает в области печатной графики.
Живет и работает в Нижнем Тагиле с 1975.

Сочетание в одном человеке разных достоинств есть дар природы. Люди, им обладающие, важны в нашем современном обществе, поскольку, быть может, именно ими и держится русская земля. Один из них - тагильский художник Иван Анцыгин - хорошо известен в городе и как график, и как педагог, воспитавший не одно поколение студентов, и как общественный деятель, многое сделавший для сохранения в городе отделения Союза художников России, и как просто хороший человек.

Родился Иван Анцыгин 5 декабря 1956 года в селе Воздвиженка Каслинского района, что раскинулось среди озёр в Челябинской области. С детства любивший рисовать, после службы в армии он поступил на художественно-графический факультет Нижнетагильского государственного педагогического института (ныне Государственная социально-педагогическая академия). Иван Анцыгин обратился к гравюре ещё во время учёбы в институте и с тех пор известен, прежде всего, как художник, работающий в области станковой графики. Его путь в искусстве поступателен, ровен. Он много и активно экспонирует свои графические листы на различных выставках, начиная с 1984 года, а в 1992 году Иван Михайлович Анцыгин был принят в члены Союза художников России.

Жизнь художника - это его произведения, созданные им в разные годы, определяющие основные этапы, демонстрирующие изменения в мировосприятии и эмоциональные переживания по поводу происходящего или виденного.

В эстампах острый интерес к действительности сочетается с работой над штрихом как одним из важнейших выразительных средств изобразительной характеристики мира, созданного автором. Художник, хорошо изучив историю гравирования, поставил перед собой цель - работать не пятном, а активным, пластичным штрихом, адекватным образной идее, передающим эмоциональное переживание.

Над графическими листами Иван Анцыгин работает достаточно долго, его путь от замысла до законченной работы непрост. Так было, например, с серией гравюр «Порт». Ещё будучи студентом, он вместе со своими сокурсниками и педагогом Евгением Бортниковым ездил в Мариуполь на Чёрное море, которое поразило его и стало поводом для создания дипломной работы. Однако удовлетворения от сделанного художник не испытал и потому впоследствии, в течение нескольких лет, рисовал и гравировал волны, морское пространство, пытаясь передать в эстампах сущность водной стихии. Каждый раз волны останавливались и не желали двигаться. Решение пришло во время работы на творческой даче «Челюскинская» в 1988 году, когда, отказавшись от реального изображения волн, художник задумался над созданием образаморя. Возникла серия «Порт» одна из самых удачных в творчестве Ивана Анцыгина. В работах использован кинематографический приём выхваченных кадров, расставленных в порядке укрупнения - порт вдали с судами и кранами, где море только предчувствуется; затем идёт лист, в котором морские механизмы даны значительно приближёнными и морское пространство уже активно заявляет о своём присутствии; лист третий - сама водная стихия, заполнившая всё поле и буквально пульсирующая. Объединяющим элементом во всех трёх листах проходят радуга и птицы. В последнем листе «Чайки» рваные жёсткие штрихи создают ощущение беспокойного мира, где водная поверхность волнующегося моря заполняет сплошь весь лист, а мечущиеся птицы словно вплетены в общий динамичный узор.

В конце 80-х - начале 90-х гг. Анцыгин создаёт серию листов «Города России. НЛО». Созданию листов предшествовала большая работа на пленэре в Суздале, Архангельске, Верхотурье, Коломенском, Сергиевом Посаде, Ростове Великом. Следует отметить, что Анцыгин вообще в течение жизни достаточно много и охотно работает на пленэре, считая это совершенно необходимым для художника.

Поездки по старым русским городам в конце 80-х годов были исполнены для любого путешественника особым смыслом, а для художника тем более: царившее тогда запустение святых, веками намеленных мест, разрушающиеся памятники архитектуры, требующие реставрации, не могли не тронуть, как и особая светлая духовная красота храмов и соборов российских глубинок. Художник решает обратиться к серии гравюр, рассказывающих о необходимости сохранения прошлого, о хрупкости нашего мира, о неизвестности будущего. В листе «Верхотурье» в зыбких, словно растворяющихся вторых планах, качнувшиеся колокольни и купола верхотурских храмов имеют облик эфемерный, как нечто безвозвратно ушедшее, чистое и хрупкое, а плотная, жёстко внедряющаяся в пространство переднего плана гирлянда черных круглых следов-дырок, оставленных пролетевшим неопознанным летательным объектом, имеет, наоборот, чёткую основу, но столь же нереальна. Связующее звено - раскидистое дерево как символ жизни и соединения прошлого и нового, современного. Существование предметного мира поставлено под вопрос, а наступающее неизвестное, словно кошмарное видение, пробивающее «дыры» в нашем сознании. Но при всём этом художнику важно сохранить трепетную, романтическую ноту, свойственную, в принципе, всем его работам.

Ещё одной важной для Ивана Анцыгина является тема NU. Листов не так много, но в них найдена интересная линия - практический, сугубо академический натурный рисунок переводится в пластику языка гравюры.

Будучи педагогом по образованию и призванию, И.М. Анцыгин с 1983 года и по настоящее время является преподавателем спецдисциплин Уральского училища прикладного искусства. Большое внимание в преподавательской деятельности он уделяет графическому дизайну, по сути подготавливая студентов для практической работы. Обратившись к графическому дизайну, Анцыгин сам увлёкся им и много работает в области разработки промышленной графики, создавая различные знаки, логотипы, оформляя полиграфическую продукцию. Для него это дело необыкновенно интересное, в котором он ценит вариативность, возможность поиска.

Неуспокоенность и стремление жить для людей - качества важные и редкие. Так, больше трёх лет Иван Анцыгин преподавал в народной студии при Доме художника, которая пользовалась большой популярностью в городе. С 1994 года и по сегодняшний день он является членом объединения тагильских художников «Тринадцать», становится инициатором создания многих выставок тагильских художников, в том числе выставок молодых авторов, помогая им определиться в искусстве. Вместе с В.Зуевым он стал автором-куратором проекта «Печатная графика»: в 2005 состоялась первая выставка «Высокая печать», в 2006 году вторая - «Глубокая печать». Ежегодные специализированные выставки печати призваны показать все разнообразие печатной техники и особенности каждого вида графики.

Последние 15 лет для Ивана Михайловича Анцыгина - время беспокойное: он неоднократно избирался членом правления Нижнетагильского отделения Союза художников России, в 1996-2001 годах возглавлял Нижнетагильскую организацию художников, являясь её председателем, и был участником VIII съезда Союза художников России, в 2001-2006-м был заместителем председателя, и вновь в конце 2006 года избран художниками города на пост председателя отделения. За это время И. Анцыгин сделал очень многое для сохранения организации, её жизнедеятельности, и для личной творческой деятельности каждого тагильского художника, создавая условия для творчества. Хочется, чтобы эта достаточно трудная и по-настоящему самоотверженная работа была по достоинству оценена.