Выставка «Ювелирное и камнерезное искусство Нижнего Тагила ХХ-ХХI века»

Выставка «Ювелирное и камнерезное искусство Нижнего Тагила ХХ-ХХI века»

Выставка «Ювелирное и камнерезное искусство Нижнего Тагила ХХ-ХХI века»
до 15 января 2023 года

Начало формирования авторского ювелирного искусства в уральском промышленном городе Нижний Тагил относится ко второй половине 1960-х годов, когда отделение «Художественное оформление металла» Уральского училища прикладного искусства начало подготовку не только специалистов художественного литья крупных промышленных форм, но и ювелиров, что было обусловлено общими тенденциями развития ювелирного искусства в стране.

«…1950-1960-е гг. – происходит поиск путей формирования своеобразия уральской ювелирной школы». В это время искусство тагильских художников-ювелиров и камнерезов (В.Безбородов, Ю.Маточкин, Ю.Шишов) развивалось в русле культурно-художественных традиций уральского искусства с характерными тенденциями к упрощенности и лаконизму. Определенная поэтичность исполнения произведений во многом восходила к традициям народного творчества.

В условиях запрета работы с драгоценными материалами и отсутствия производственной базы основной целью художников 1970-1980-х гг. стало творческое самовыражение, создание уникальных выставочных образцов (В.Безбородов, Ю.Маточкин, Ю.Шишов, П.Блинов). В изделиях все еще проявлялась излишняя «скупость», отказ от активно выраженного декора - само время диктовало выбор простых материалов, самым распространенным из которых был мельхиор. Однако в конце 1980-х гг. линия декоративной трактовки изделий усилилась, стала активно использоваться скань и зернь.

С отменой запретов в 2000-е гг. в искусство пришли новые герои со своим взглядом на изделие, апелляцией к актуальным запросам современности, стремлением соответствовать основным модным трендам (Н.Романов, В.Васильев). Рубеж веков отметился сложным переплетением разных направлений: с одной стороны продолжается линия уральской ювелирной и камнерезной школы (В.Безбородов, Ю.Маточкин, С.Маточкин, А.Кузнецов, С.Бонденков, А.Забудченко, А.Новосельцева, С.Кислицкий, Д.Лаптев, Ю.Шмаков), с другой - активное, согласно принципу постмодернизма, переосмысление уже существующих стилей, мировых образцов и внедрение в практику новых для художников приемов и направлений (Н.Романов, А.Барахвостов, А.Брусницын, Ю.Красноперов, И.Таланцев, М.Лапшина).

На сегодняшний день в изделиях молодых художников-ювелиров и камнерезов Нижнего Тагила сосуществуют различные тенденции: либо отчетливо демонстрирующие типичные для уральской ювелирной и камнерезной школы признаки работы с поделочными камнями по принципу «артикуляция рисунка камня» (Н.Дудин, К.Гузенко и др.), либо претендующие на создание вещей из материалов первого ряда для реальных заказчиков, сомасштабных женской пластике (А.Кравченко), либо эксперименты с использованием современных технологий при изготовлении изделия (3D моделирование и гальванопластика- творческая мастерская «Вогул» – М.Карягин и В.Сихряев).