Выставка «Эх, валенки, да валенки!»

Выставка «Эх, валенки, да валенки!»

Выставка «Эх, валенки, да валенки!»
до 31 марта 2023 года

Выставка знакомит с историей пимокатного промысла на Урале, и, конечно, главные ее герои – это валенки.

Историю появления валенок на Руси исследователи относят ко временам монголо-татарского ига, периоду соседства с кочевыми племенами евразийских степей. В XVI-XVII веках валеную обувь изготовляли в Сибири и некоторых северных областях. Тогда отдельно валяли голенища и «ботиночки», а затем их сшивали. 

Родиной валенок современного вида считают Семёновский уезд Нижегородской губернии, где занимались пимокатным производством с начала XIX века. Именно там начали изготавливать «цельные валяные сапоги».

Изготовление валенок достаточно трудоёмкий процесс. Долгими зимними вечерами крестьяне валяли обувь в домашних условиях. Некоторые пимокаты держали в тайне особенности изготовления валенок и передавали секреты мастерства по наследству. В зависимости от региона бытования и материалов изготовления валенки именовались по-разному: чесанки, катанки, валенцы, пимы. Например, сваленная из козьей шерсти обувь называлась волнушечками или выходками. 

Долгое время в деревнях валенки оставались дорогой обувью, которую носили по праздникам. Крестьянская семья зачастую имела лишь одну пару, которую носили «в очередь». На Урале во второй половине XIX в. зимой носили «пимы» - твёрдую валяную обувь, а тонкие мягкие «чесанки» в весеннее и осеннее время. Валенки очень берегли от сырости, поэтому надевали на них лыковые ступни, а с начала ХХ в. – резиновые галоши. 

Высокая потребность в тёплой зимней обуви, а также развитие овцеводства, содействовали широкому распространению пимокатного промысла и повсеместному распространению валенок. В ХХ веке в Нижнетагильском горнозаводском округе пимокатный промысел бытовал в посёлке Висиме. В фондах музея-заповедника хранится коллекция инструментов пимоката Кадникова Леонида Маркеловича (1913 – 1971 гг.): чугунный пимокатный прутик, чугунный валёк для катки валенок, деревянная колодка и деревянный рубчатый валик. Промысел продолжал бытовать в Висиме и в 70-е годы ХХ века.

Этот факт подтверждается материалами историко-этнографической экспедиции музея-заповедника «Горнозаводской Урал» в 1973г. под руководством Т.Н. Петрухиной. На сегодняшний день пимокатный промысел на Урале не имеет большого развития. Мастеров-
пимокатов крайне мало. При этом валенки, не сдавая своих позиций, остаются популярной обувью и в настоящее время.
 
На выставке представлено около 30  предметов из коллекции Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал» – это ремесленные инструменты пимоката и, конечно, сами валенки XIX-XXI вв.

Выставка проработает в Музее быта и ремесел горнозаводского населения «Господский дом» до конца марта 2023 года. 

Автор выставки: Анна Владимировна Ожогова, зав. Этнографическим комплексом музея-заповедника «Горнозаводской Урал».