Тромплей в переводе с французского значит «обманчивая видимость», представляет собой изысканную форму художественных обманок, которые мастерски создают иллюзию реальных объектов природы.
Керамические тромплеи стали особенно популярны в XVIII веке после изобретения европейского фарфора. Они оставались модными на протяжении всего XIX столетия, интерес к ним не угасает и до сих пор.
Фарфоровые и фаянсовые тромплеи занимали немалое место среди массовой продукции заводов российского «фарфорового короля», «Поставщика Двора Его Императорского Величества» – Матвея Сидоровича Кузнецова (1846–1911). В 1887 году он основал «Товарищество производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий М.С. Кузнецова», в которое входило 7 предприятий.
Ассортимент предметов в жанре обманки на заводах Кузнецова насчитывал десятки наименований: сахарницы, масленки и кувшины в виде овощей, фруктов и животных. Подражая формам когда-то модных и престижных украшений дворянских дворцов и усадеб, фаянсовые тромплеи Кузнецова украшали купеческие особняки, дома городских мещан и зажиточных крестьян. Забавные и несколько наивные, эти предметы несли радость в каждый дом.