Началом формирования территории будущего монастыря считается 1864 год, когда была построена Скорбященская кладбищенская церковь.
Деньги на ее строительство пожертвовал купец из крестьян И. И. Сергеев, исполнив волю своего покойного отца.
Церковь должна была быть кладбищенской, но поскольку была поставлена слишком близко к пруду, то кладбище пришлось перенести подальше, и церковь в течение 20 лет простояла не освещённая, без ограды и без пригляда.
Уже в 1911 году ограда монастыря простиралась от двухэтажного кирпичного здания, у речки Малая Кушва, где располагалась школа и жил священник (современная ул. Красногвардейская, 50) – до кладбища за алтарями монастырских храмов: Скорбященского и Вознесенского, тогда еще не достроенного. Также монастырю принадлежала территория в районе Корабельного мыса, где был кирпичный завод. Еще обитель владела угодьями на реке Ольховке, переданными из казны, и землями под селом Петрокаменским, пожертвованными заводовладельцем Яковлевым.
На протяжении 1890-х годов богадельня семь раз подавала прошения о преобразовании в монашескую обитель (в 1892, 1893, 1894 – дважды, 1895, 1898, 1900 годах). В октябре 1901 года епископ Екатеринбургский Ириней (Орда) на основании последнего прошения приказал снова собрать сведения о богадельне и подал в октябре 1901 года ходатайство в Синод о переименовании ее в общину. В то время в богадельне подвизались 65 вдов и девиц.
Указом Священного Синода от 31 марта 1902 года за № 1247 богадельня была переименована в Скорбященскую женскую общину.
В 1910-х годах Скорябщенский монастырь переживал подлинный расцвет. Трудами игумении Марии и сестер монастыря в 1913 году был освящен Вознесенский храм, который был заложен 26 мая 1905 года, в тот день, когда при большом стечении народа был прочитан Указ об учреждении Нижнетагильского монастыря. Главный алтарь был освящен в честь двунадесятого праздника Вознесения Господня, правый придел – в честь Святителя Николая Чудотворца и праведного Симеона Верхотурского Чудотворца, левый – в честь преподобного Серафима Саровского.
Кроме молитвенного подвига, сестры занимались хлебопашеством, сенокошением, скотоводством, огородничеством, вели школу для местных жителей по домашнему хозяйству, переплетали книги, ухаживали за могилами на монастырском кладбище, читали Псалтирь по усопшим, опекали девочек-сирот; десятки монахинь и послушниц несли труды вышивальщиц, кружевниц, белошвей и золотошвей. В обители были портняжная, сапожная, кузнечно-столярно-слесарная мастерские.
Перед революцией и гражданской войной в монастыре подвизались 150 – 160 человек. По переписи 1913 года в обители было 6 монахинь и 38 рясофорных послушниц.
В ноябре 1920 года, после установления Советской власти в Нижнем Тагиле, монастырь был закрыт. Сестры предприняли попытку сохранить общину: послушницы монастыря были организованы в сельскохозяйственную коммуну «Улей», но она просуществовала всего один год. Монахини, как лишенные избирательных прав, в нее не входили. Уездный земотдел 30 ноября 1921 года постановил реорганизовать коммуну в кооператив, но в связи с «неулаженными разногласиями» в начале 1922 г. коммуна была ликвидирована. Большинство послушниц вернулись в родные деревни, несколько сестер остались в Нижнем Тагиле.
21 ноября 1920 года на территории бывшего монастыря началось размещение Екатеринбургского концентрационного лагеря № 2. 420 человек, обвиненных в саботаже, спекуляции, преступлениях по должности, а также «заведомых угнетателей, эксплуататоров труда и приверженцев… буржуазного и царского дворянского строя» заполнили строения и надворные постройки бывшего монастыря. Заключенные работали в мастерских, ранее принадлежавших обители. Монастырская прачечная и хлебопекарня тоже использовались заключенными.
Тяжелые условия, антисанитарная обстановка и скудное питание привели к высокой смертности в лагере. С октября 1921 г. по июнь 1922 г. в лагере умерли 265 чел. В одной из двух книг регистрации заключенных указано 542 чел., из них 253 с пометой «умер». Только за январь 1922 г. на монастырском кладбище были похоронены 75 человек. Случаи побегов привели к тому, что с мая 1921 года в концлагере была введена круговая порука: при побеге одного заключенного расстреливали пятерых. Решением Губернского подотдела от 15 марта 1922 года Нижнетагильский лагерь № 2 стал филиалом Екатеринбургского концентрационного лагеря № 1. А 30 июня 1922 года вышел Приказ № 181 президиума Уисполкома «О расформировании лагеря № 2» с 1 июля 1922 года. Лагерь был окончательно закрыт. За два года через него прошли 1036 человек (среди них 17 представителей духовенства).
Во время существования концлагеря на территории монастыря оба храма были закрыты и обнесены проволочным заграждением. Нескольких монахинь, живших в подклете Вознесенского храма, были изгнаны. Однако 4 января 1921 года прихожане добились разрешения исполкома открыть Скорбященский и Вознесенский храмы и проводить в них богослужение.
Летом 1922 года, после закрытия концентрационного лагеря, территория Скорбященского монастыря перешла в распоряжение уездного отдела народного образования. Тагильский педагог Исидор Васильевич Яшников начал активно продвигать идею создания на территории монастыря «Детского городка». Он мечтал о школе-коммуне для пролетарских детей-сирот. Здесь предполагалось собрать 225 детей из различных детских домов Нижнего Тагила. Летом и осенью шла подготовка городка для заселения детьми, 5 декабря 1922 года он был открыт.
Детский городок в 1930-х годах был преобразован в Нижнетагильский детский дом № 1. В настоящее время он занимает часть бывшей территории Скорбященского монастыря. В период с 30-х по 80-х годов XX столетия были утрачены все надворные постройки монастыря, жилые дома для монахинь и послушниц, ограда монастыря, колокольня, маковица на барабане и портал Скорбященского храма, а также портал и купола Вознесенского храма.
Подземные ходы и потайные сооружения, построенные в конце XIX – начале XX века, находятся в городе до сих пор. Летом 1985 года оперативники и инспекторы ИДН Дзержинского РОВД выехали по адресу ул. Красногвардейская, д.55, где находится детский дом №1. Воспитанники детского дома занимались весьма прибыльным в ту пору делом: мотогоном. Угнанные мотоциклы и мопеды они прятали на территории детского дома, разбирали их на запчасти и продавали на вещевом рынке. В поисках украденных мотоциклов милиционеры обследовали все строения на территории детского дома. Но поиски результатов не давали. Тогда обратили внимание на здание Крестовоздвиженского собора, находящегося тут же.
В те годы здание Собора было заброшенным и использовалось детским домом для хозяйственных нужд. В результате пожара купол храма рухнул и проломил собой пол. Милиционеры спустились через пролом и оказались в церковном подвале с большим количеством комнат и коридоров. Один из коридоров уходил под небольшим углом вниз в сторону Тагильского пруда. В коридоре обнаружилось довольно ощутимое движение воздуха, что говорило о том, что данный ход где-то имеет выход наружу. Выход действительно был обнаружен: далеко за оградой детдома, близ устья речки Малая Кушва. Дальнейшая судьба этого хода неизвестна. Скорее всего, он был частично обрушен, а выход из него завален грунтом.
В начале 90-х годов XX столетия в храмах монастыря были начаты восстановительно-реставрационные работы. Здесь появился Крестовоздвиженский приход (такое название благословил епископ Екатеринбургский и Верхотурский Никон). Первая Божественная литургия была отслужена 15 мая 1994 года протоиереем Геннадием Брагиным, он и стал первым настоятелем прихода, а позднее на это место был переведен его сын – священник Иоанн Брагин. Позднее в приходе будут служить иереи Фома Абель, Михаил Елисеев, Василий Рекун и Владимир Чудинов. Начала работу воскресная школа для детей детского дома. В 2014 году ей исполняется 20 лет. В приходе существовали православная молодежная организация и культурно-просветительский центр.
9 июня 1998 года Святейший Синод благословил открытие в Нижнем Тагиле Скорбященского женского монастыря.
Фото: Михаил Павлов