Новости

Туризм 16/2017: итоги и перспективы

27.12.2016

Чем запомнился 2016 год

По итогам 2016 года сокращение организованноговыездного туризма составило 20%. При этом рынок внутреннего организованного туризма вырос на 18%, а рынок организованного въездного туризма — на 6%.

Количество туроператоров, специализирующихся на выездном туризме, сократилось с 2500 в 2014-м до 750 в 2016 году, при этом числотуроператоров, специализирующихся на внутреннем туризме, выросло с 700 до 3 700. В нестабильных экономических условиях происходит активная консолидация игроков, в связи с чем в 2016 году на 20 крупнейших компаний пришлось 80% продаж.

Также отмечают позитивную динамику в сегменте ж/д. Так, после трёх лет сокращения ж/д перевозок наметилась тенденция к увеличению (на 1,7% до 28%).

Летом южные ж/д направления показали загрузку на 22% выше, чем годом ранее. Такому результату способствовали упрощение интернет продаж (сегмент вырос на 45%), активное внедрение мобильных продаж. Среди позитивных изменений года эксперт отметил возможность приобретать билеты за 60 дней до отправления поезда, упрощение групповых продаж и процедуры заказа чартерных поездов.

Следующим шагом будет увеличение глубины продаж до 90 дней. Это позволит планировать турпоездки, и бронировать билеты на весь летний сезон.

Определяющим фактором для туристов остаётся цена. При этом около 70% путешественников обращаются в агентства за консультациями.

В свою очередь генеральный директор Biletix Александр Сизинцев заявил, чтоонлайн-трэвел агентства становятся важным игроком на туристическом рынкеи как туристический сервис, и как источник информации при продвижении регионов и направлений.

Рост объема продаж авиабилетов по итогам 2016 года составил +0,5% и достиг 1,1 млн. По внутренним направлениям средний чек снизился на 15,2% с 7 996 рублей до 6 784 рублей, по внешним — на 3,3% с 13 497 рублей до 13 058 рублей.

По словам Александра Сизинцева, этот фактор, а также снижение комиссий со стороны авиакомпаний, вынуждает агентство развивать неавиационный сегмент услуг: продажи железнодорожных билетов в компании выросли в 3 раза.

Одна из ключевых тенденций 2016 года — развитие мобильного канала продаж.  Доля мобильного канала за год выросла с 14,3% до 18,2%.

«Пользователи уже не боятся делать относительно крупные оплаты с помощью мобильных устройств. В 2016 году средний чек в мобильном канале составил 7 752 рубля, при этом самая дорогая покупка, осуществленная через мобильное устройство, составила 425 352 рубля. 59% пришлось на платформу iOS, 41% — на Android», — говорит Александр Сизинцев.

Доля продаж по внутренним направлениям в 2016 году составила 65%, по международным — 35%.

Самыми популярными внутренними направлениями стали Сочи, Симферополь и Санкт-Петербург, внешними — Кишинев, Тиват и Тбилиси. Симферополь впервые с 2014 года не занял первое место в списке самых популярных внутренних направлений.

Средний чек на авиаперелеты на предстоящие новогодние праздники с учетом раннего бронирования также снизился по внутренним направлениям на 38% с 9 437 рублей до 5 936 рублей, по международным — на 30% с 21 913 рублей до 15 495 рублей. Самыми популярными внутренними новогодними направлениями стали Сочи, Краснодар и Санкт-Петербург, международными — Тбилиси, Кишинев и Пхукет.

Чего ждать от 2017 года?

По мнению экспертов, ключевой тенденцией 2017 года на туристическом рынкестанут развитие внутреннего и въездного туризма, а также усиление здоровойконкуренции между туристическими направлениями.

При этом в связи с расширением собственного присутствия авиакомпанийв онлайн-среде онлайн-трэвел агентства будут стремиться к расширению ассортимента туристических продуктов, повышению качества обслуживания и предоставлению максимально полного доступа к информации.

В сентябре—октябре 2016 года рост продаж туров в Турцию составил 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В 2017 году ожидается дальнейший рост направления.

Возможное открытие Египта внесет изменения в статистику продаж выездного организованного туризма. По прогнозам экспертов, направление могут открыть в 1 квартале 2017 года.

«То, что консультации по Египту продолжаются на уровне президентов стран, а также высокая оценка усилий Египта по повышению уровня безопасности, позволяют надеяться, что направление откроется в 1 квартале следующего года. Скорее всего, это будет происходить поэтапно, как в случае с Турцией. Сначала целесообразно открыть регулярные рейсы, на них апробировать все механизмы безопасности, а потом запустить чартеры. Судя по Турции, можно рассчитывать на быстрое восстановление направления», — полагает Дмитрий Горин.

Также важным фактором при планировании поездок для туристов будет безопасность.

Подходит к концу сложный для туристического рынка год, в котором на долю бизнеса выпало немало испытаний. Портал TRN попросил экспертов рассказать о главных тенденциях 2016 года и поделиться ожиданиями на 2017 год.

Директор по внешним связям «ОнлайнТур» Игорь Блинов:

«Надеюсь, что 2017 год вернётся в формат 2015 года, когда был круглогодичныйЕгипет и „беспроблемная“ Турция.

Уходящий год показал нетипичные тенденции для рынка. Весной, по понятным причинам, самыми популярными направлениями стали Греция и Кипр, чего в истории российского выездного туризма никогда не случалось. Такой сценарий в 2017 году маловероятен. С открытием Египта, а оно с высокой долей вероятности состоится в следующем году (вопрос только когда) , всё должно вернуться в прежнее русло. Если же „неоткрытие“ Египта будет продолжаться, весной Турциястанет явным лидером, к которой отойдёт и большая часть египетского турпотока.

Из-за закрытия Египта туроператоры и турагенты недополучили в 2016 году около 4 млрд. долларов в целом по рынку. Это колоссальна цифра, компенсировать потери в полном объёме за счёт открытия альтернативных направлений, думаю, большинству участников рынка всё же не удалось.

В 2017 году возможно объединение крупных игроков, также кто-то может уйти с рынка.

Что касается сегмента онлайн продаж, он ежегодно прирастает на 5–10%. Доверие людей к онлайн платежам растёт. 

Технологии по продаже и подбору туров через интернет продолжат своё развитие. Возможно, даже они составят конкуренцию живым людям, частично заменят менеджеров. Например, мы запустили сервис „Искусственный интеллект“, который умеет рекомендовать лучшие варианты для отдыха туристам в соответствии с их бюджетом. Очевидно, что не существует ни одного человека, который бы везде побывал и знал бы все отели, которых сотни тысяч во всем мире. Интеллект, напротив, может быстро обработать большие массивы данных по всем отелям, сравнить и выбрать вариант, лучший именно для конкретного туриста. При этом „Искусственный интеллект“ может стать хорошим помощником для опытного менеджера по продажам туров».

PR-директор туроператора BSI group Светлана Баранова:

«Одна из интересных тенденций этого года — туристы чаще бронируют либо недорогие по стоимости туры, либо туры категории VIP. Меньшей популярностью в этом году пользуются туры в среднеценовом сегменте. Например, спрос на групповые бюджетные туры в Англию у наших клиентов на осень увеличился на 27%, а их доля в общем объеме продаж по данному направлению составила 65%. Также на 11% вырос спрос на индивидуальные турыв Англию класса люкс, доля таких туров в общем объеме продаж компании составила 25%. Спрос на туры в среднеценовом сегменте же просел на 20–25%.

В виду отсутствия турпродукта по Египту и чартерных перелетов в Турцию в начале летнего сезона, значительный рост турпотока показали такие альтернативные пляжные направления, как ИспанияГреция и ИталияСпрос на туры в Испаниюна летний период у наших клиентов вырос на 25% по сравнению с прошлым годом, в Италию — на 20%. . Большой спрос на Грецию был обусловлен отсутствием продукта по двум массовым направлениям — ТурцииЕгипта, недолгим комфортным перелетом, богатой отельной базой и доступностью туров. Стоимость туров в Грецию на лето 2016 года, по нашим данным, начиналась от 37 тыс. рублей на человека.

Также ввиду отсутствия авиасообщения с Египтом этой зимой мы наблюдаем большую популярность Таиланда и альтернативных пляжных зимних направлений — ОАЭИндонезии.

Итогом укрепления российской валюты в этом году стало увеличение глубины продаж туров и рост интереса к раннему бронированию. В настоящее время мы уже получаем запросы на туры в Европу на апрель, майские праздникии на летний сезон. В прошлом году продажи на эти даты стартовали только после новогодних каникул.

Также мы наблюдаем заметное увеличение глубины продаж по сравнению с прошлым годом. Например, в прошлом году глубина бронирования горнолыжных направлений на новогодний период составляла 1–1,5 месяца, в этом году горнолыжные туры бронируются за 4–5 месяцев до даты поездки.

Также весьма активно на эти новогодние даты идут бронирования по Россиии странам СНГ. Запросы на туры по этим направлениям начали поступать к нам уже с конца августа-начала сентября.

Еще одна тенденция новогодних продаж в этом году — увеличение среднего чека по некоторым европейским направлениям, за счет того, что туристы чаще, чем в прошлом году бронируют индивидуальные туры, с индивидуальной экскурсионной программой, чаще заказывают дополнительные услуги и развлечения в стране пребывания.

Например, в прошлом году на зимний и новогодний период у российских туристов были популярны недорогие туры в Лондон с минимальным количествомэкскурсий. В этот зимний сезон российские туристы больше бронируют индивидуальные туры в Великобританию с индивидуальной экскурсионной программой, часто заказывают дополнительные услуги и развлечения в стране.

Также за прошедшие два года мы наблюдаем значительный рост интереса к деловым поездкам в страны СНГ. Среди них Армения, Грузия, Азербайджан,Беларусь, а также увеличение заказов на проведение MICE-мероприятий в этих странах — корпоративных семинаров, форумов, тимбилдингов и других проектов. Мы связываем эту тенденцию с девальвацией российской валюты, произошедшей в конце 2014 года. Российские компании стремятся к экономии и выбирают альтернативные, более бюджетные направления для проведения деловых мероприятий.

При сохранении стабильной экономической и политической ситуации в стране, можно предположить, что в будущем году глубина бронированийтуров будет и дальше расти, а интерес к last-minute бронированиям, напротив, - снижаться.

Если курсы зарубежных валют будут и дальше сохранять стабильные показатели, есть вероятность роста среднего чека на путешествие у россиян, туристы будут чаще заказывать экскурсионные программы, развлечения и другие дополнительные услуги на отдыхе, а также будет расти спрос на поездки за рубеж».

В свою очередь, эксперты Российской ассоциации медицинского туризма(АОММТ) проанализировали динамику роста рынка санаторно-курортных услуг за последние три года и сделали прогноз на 2017 год. Согласно получившимся данным, в наступающем новом году объем рынка вырастет на 4–5% и может составить примерно 125 — 126 млрд. рублей.

Аудитория отдыхающих в российских санаториях постепенно растет, однако на сегодняшний день только 4% жителей России пользуются услугами санаториев (примерно 7 млн. человек в год против почти 60 млн. человек в советский период). Реальный размер целевой аудитории санаториев на сегодняшний день около 14% от населения России или 19–20 млн. человек в год.

Сегодня меняется и «потребительский портрет» гостей санаториев. Если лет 7–10 назад можно было сказать, что основная масса поправляющих свое здоровье — это пенсионеры, то сегодня в санатории ездят и молодые пары (30–40 лет),семьи с детьми, топ-менеджеры и предприниматели.

По данным Минздрава сегодня в России 1875 санаториев. Из них 33% — это государственные и муниципальные, и 67% — частные и негосударственные.

«Российский рынок санаториев — по-своему уникальное явление, которое практически нигде не встретишь, — комментирует тему президент Российскойассоциации медицинского туризма Константин Онищенко. — Заграничные санатории — это, скорее, курорты, которые предлагают СПА-процедурыи массажи, но никак не серьезное медицинское лечение под наблюдением врача. Мы этим выгодно отличаемся от всего того, что представлено на глобальномрынке, и это преимущество должно быть для нас „локомотивом“ на пути привлечения дополнительного потока гостей, в том числе, среди иностранцев. Если за последние 15 лет рынок платных медицинских услуг вырос на 315%, то рынок санаторно-курортных услуг — всего на 24%. Это говорит о том, что у сегмента есть огромный потенциал к росту и колоссальный простор для развития».

Лучшие санатории России находятся в следующих регионах: Кавказ (Кавказские минеральные воды (Ессентуки, Кисловодск, Пятигорск), Урал (Башкортостан), республика Карелия и Краснодарский край.

Отметим, по оценкам Всемирной туристической организации ООНРоссия занимает 5 место в мире среди стран по привлекательности медицинского и оздоровительного туризма, но по реализации этого потенциала находится на 59 строчке.



Гора Белая опубликовала программу мероприятий на новогодние каникулы
Подведение итогов акции «Поздравь Деда Мороза» перенесено на 29 декабря!

Возврат к списку

Версия для печати