таинственные места

Святые источники Урала

10.08.2015
1. Село Покровское близ Нижнего Тагила

Село Покровское близ Нижнего Тагила не всегда носило свое нынешнее название. Называлось когда-то и Никольским, и Салкой. А вот сельская церковь здесь всегда была Покровской. Сначала - деревянная, построенная на средства заводовладельцев Демидовых и освященная в 1856 году, затем - каменная, которая была построена в 1915 году. Богослужения в ней идут и в настоящее время. У Покровского храма состоялось освящение источника в честь иконы Пресвятой Богородицы "Благодатное Небо".

Каменный Покровский храм был построен на месте первого деревянного Свято-Никольского в начале двадцатого века - столетие отметит в 2015-м году. По преданию, храм этот построили без копейки денег - прихожане сами голыми ногами месили глину, делали кирпич, валили деревья и пилили бревна.

В 1941-м Покровскую церковь, как и многие другие молитвенные здания, закрыли большевики. С колокольни сняли все колокола, а иконы уничтожали. Богослужения в храме прекратились почти на 50 лет. Но православные сельчане все это время хранили святые иконы в своих семьях - прятали на чердаке, на сеновале. Теперь святыни вновь заняли в храме свое место.

Однако совершенно нетронутой все эти годы оставалась фреска "Благодатное небо" - самая красивая в храме. Ее, как рассказывает настоятель Покровского храма, несмотря на все усилия, просто не смогли уничтожить. Секретарь Нижнетагильского райкома компартии приказал закрасить образ Пресвятой Богородицы, чтобы он не привлекал людей в храм. Но святой лик ярко проступал сквозь краску.

За минувший век исцеление у святыни получили многие и многие сотни людей. У образа горит негасимая лампада: масло из нее помогает при различных заболеваниях. Исцеляются больные суставы, улучшается зрение.

Паломники, бывающие в храме, постоянно обращались к настоятелю с вопросом: нет ли воды, освященной у чудесного образа? И решили в приходе выкопать источник. Сначала выкопали колодец, поставили большие бетонные кольца, укрепляющие стены. Но вода не пошла. Потом решили заменить на кольца поменьше. Пришлось старые вытягивать с помощью лебедки… Ныне все трудности преодолены. Вода идет бесперебойно - свежая, питьевая, хорошего качества.

2. Святой источник близ села Шиловка

Самым известным местом в Шиловке является святой источник близ села. Еще коренные нехристианские племена вогулов оставили упоминания о целебных родниках в этой местности. По легенде, беглому каторжнику на этом месте явилась женщина, и в его душе произошло покаяние. Потом на этом месте нашли икону Божией Матери "Семистрельная". К великому сожалению, эта икона утрачена. Забил родник, да такой, что, по последним исследованиям имеет уникальный состав. До революции там была часовня, позже сожженная, родник засыпан. Воды не стало. Люди, не имея храма, приходили молиться на это место, называемое до сих пор "молебным". В год передачи храма Приходу источник забил вновь на праздник Вознесения. Многие его и почитают Вознесенским. Была недавно построена открытая Часовня, есть купальня, по благословения Владыки, источник сохранил дореволюционное название - Богородичный. Молятся люди перед большой иконой Божией Матери "Живоносный Источник". Вода круглый год +3 градуса.

3. Тимофеевский источник в Алапаевске

Очень давно жил в глухом уральском лесу у родника, в затворническом молитвенном уединении старец Тимофей. Духовным отцом старца был преподобный Иоанн Кронштадтский, с которым он вел духовную переписку.

После большевистского переворота старец, выйдя из затвора, жил при алапаевской кладбищенской церкви, а потом поселился у приходского старосты в избе на огороде.
Скромная могила старца - с восточной стороны от алтаря Екатерининского храма в Алапаевске. Люди приходят сюда в любое время года, обращаясь за молитвенной помощью.
А источник, у которого жил старец Тимофей в молитвенном затворе, в народе прозвали Тимофеевским. Вода в нем живительная - чистая и светлая.

В 1980-е годы, года в Алапаевске случилась авария на скважине, снабжавшей питьевой водой весь город, жителей его поил Тимофеевский источник. Люди шли сюда пешком, ехали на машинах. Не один год вода из лесного ключика спасала горожан. В конце ХХ века на месте, откуда из земли бьет вода, проложили трубу, построили навес и веранду, мостик для удобного подхода к роднику.

Множество паломников, ныне посещающих алапаевские святыни, совершают пешее путешествие к роднику, читают молитвы, обливаются живительной водой. Известны и случаи исцеления после купания в святом источнике. …Никто не знает, когда родился и откуда родом старец Тимофей. Жизнь его покрыта для нас тайной, как окутаны тайной чудеса и исцеления, происходящие по молитвам к старцу Тимофею.

4. Источник Платониды на территории заповедника "Оленьи ручьи"

В окрестностях города Нижние Серги, на территории заповедника "Оленьи Ручьи", в верховье реки Малый Ик, расположен уникальный памятник природы - радоновый источник, получивший в народе имя Платониды.

Согласно легенде, много лет назад на этом месте жила происходившая из мусульманской семьи отшельница Платонида, обратившаяся ко Христу и избравшая путь монашества. За исповедание веры Христовой матушка Платонида был убита в лесу разбойниками, по наущению родственников-магометан.

Через некоторое время на месте убиения из-под земли забил целительный источник. Народ же стал слагать о матушке Платониде легенды и сказы. Предание гласит, что, если искупаться в водах источника в одежде и оставить ее здесь, то с ней останутся и все болезни.

Над родником устроена беседка. Неподалеку от источника - три могилы с безымянными крестами. Тропа выводит на поляну, где, под навесом из деревянных брусьев находится могила матушки Платониды. В изголовье могилы, над надгробным камнем, устроена деревянная многоярусная полочка для икон и поминальных свечей. Рядом установлен большой деревянный Поклонный крест.

По словам паломников, вода из родника Платониды не портится в течение многих месяцев.

5. Святой источник на могиле святого Симеона Верхотурского

Город Верхотурье - духовный центр Урала и Сибири. Особенно известное место - село Меркушино, которое возникло в 1620 году. Именно в этих местах появился в середине 1620-х годов человек по имени Симеон. По преданию, своего дома и семьи Симеон не имел. Зарабатывал он тем, что шил шубы в Меркушино и окрестных деревнях, в домах заказчиков он получал пропитание и кров. Часто, выполнив заказ, Симеон не брал плату за работу и уходил, не попрощавшись с хозяевами. Симеон Верхотурский был инициатором строительства первого меркушинского храма во имя архангела Михаила. Говорят, именно потому после смерти Симеон был похоронен на самом почетном месте возле церкви

Лишь через 50 лет люди заговорили о Симеоне. Случилось это зимой 1692 года, когда земля на могиле праведника вдруг начала подниматься, а через некоторое время показался гроб, из-под которого начал бить ключ. Но самое большое удивление людей вызвали нетленные останки праведника, жившего в начале столетия. Вскоре по окрестным деревням пошли слухи о чудесном исцелении от мощей Симеона. Над могилой установили деревянную надгробицу в виде сруба.



Седьмой день. Веломногодневка "Каменный пояс"
"Урал для школы"

Возврат к списку