Новости

«Все по пять»: узнай свой город

13.02.2020

Музей-заповедник «Горнозаводской Урал» запустил новую рубрику «Все по пять», в которой будет делиться информацией об объектах, событиях, личностях, важных датах города, о которых, казалось бы, известно всё. Однако многие факты способны удивить не только гостей города, но и коренных жителей Нижнего Тагила.

Каждый из нас обладает определенным набором знаний, благодаря которому считает себя образованным человеком. Но при этом всегда найдется факт, узнав о котором, мы скажем «Ну надо же, а я и не знал!». Вот такие факты мы и хотим найти! – отмечают сотрудники музея-заповедника.

Рубрика начинается с Историко-краеведческого музея, который через несколько недель закроется на реконструкцию до 2022 года. У нас осталась возможность увидеть его перед двухлетним перерывом.

Что же интересного таит в себе Историко-краеведческий музей?

Уникальные экспонаты

• Идолы Горбуновского торфяника. Об этих артефактах 3-го тыс. до нашей эрой написано во всех учебниках истории. Только представьте – эти деревянные фигурки хранят воспоминания пятитысячной давности!

• Медный стол 1715 года весом в полтонны - большой подарок, который задумывался Демидовым как привет с Урала первому российскому императору Петру I, но, видимо, не добрался до Санкт-Петербурга и теперь украшает наш музей!

• Рудная горка 1728 года – немецкая безделица с глубоким державным подтекстом.
Кроме этого, многое и многое другое.


А что тут было раньше?

Именно в этом здании – лабораторном флигеле главного заводского управления Демидовскими заводами – размещался «музеум искусств», основанный в 1841 году по распоряжению Павла Николаевича Демидова.

Музеум+

В состав музеума входили библиотека, собрание планов и чертежей, лаборатория и коллекции: металлургическая, минералогическая, геологическая, растений и животных, и даже обсерватория и архив!

• Не только производство! Демидовы заботились не только о заводах, но и комплектовании своего музея! В конце XIX века правление тагильских заводов предписало заводским конторам «немедленно по получении поставлять в музей замечательные образцы окончательных и черновых произведений металлургических продуктов, вновь открытых руд, огнеупорных материалов». Уже тогда формировалось горнозаводская специфика развития музея!

• Не первый, но второй! Что вы знаете о паровозике у входа в историко-краеведческий музей, который давно стал местом встреч? На нем табличка с надписью «Первый паровоз в России, созданный механиками Е.А. и М.Е.Черепановыми в 1834 году…».

• Однако, внимательный человек заметит существенные отличия от паровоза у историко-технического музея (Дом Черепановых) на Вые: паровозная труба без «короны», все четыре колеса одного размера, другая форма решетки ограждения… Дело в том, что, несмотря на текст на табличке, перед нами макет второго паровоза Черепановых 1835 года постройки! Почему же так произошло?

• Данный макет был установлен на пьедестал перед краеведческим музеем в 1984 году - в год 150-летия первого паровоза, и был изготовлен по чертежу-реконструкции петербургского инженера Р.Р. Тонкова, опубликованному в 1902 году в «Горном журнале».

• Его масштаб 1:1. В свою очередь, инженер Р.Р. Тонков использовал для создания своего чертежа модель «черепановского паровоза», хранящуюся в экспозиции Центрального музея железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге. Эту модель в масштабе 1:2 сделал в 1839 году сам Мирон Черепанов специально для промышленной выставки, которая проходила в том же году в Российской столице

Почему же на пьедестале написано, что это первый паровоз?

В 1984 году считалось, что это именно первый паровоз! Несколько позже в архиве был обнаружен чертеж первого «пароходного дилижанца», по которому сделана модель у Дома Черепановых.

Все желающие могут предложить свои темы в группу музея и помочь в развитии этой рубрики. В свою очередь сотрудники музея попытаются раскрыть предложенные Вами темы . 


Материал: музей-заповедник «Горнозаводской Урал»



Спектакль «Аленький цветочек» на международном фестивале в Москве
Идём в музей!

Возврат к списку