Новости

Картина Нижнетагильского музея изобразительных искусств представлена на выставке в Мадриде

13.02.2019

vd_BWiZgw64.jpg

С 9 февраля по 5 мая жители и гости испанской столицы смогут увидеть полотно Александры Экстер «Движение плоскостей» (1916-1918) из коллекции Нижнетагильского музея изобразительных искусств. Представлено оно на выставке «От Шагала к Малевичу: искусство в развитии» в выставочном зале компании Mapfre в Мадриде.

GxbrTxFr-po.jpg

cX_RvydTCqg.jpg

Экспозиция включает в себя важнейшие произведения художников русского авангарда. Помимо работ Шагала и Малевича, здесь представлены работы двадцати семи авангардистов, среди которых – Наталья Гончарова, Любовь Попова, Эль Лисицкий, Иван Пуни, Александр Родченко, Александра Экстер и других.

На сайте музея изобразительных искусств рассказывается об истории картины. Однажды в 2008 году специально для того, чтобы самому посмотреть произведения авангарда, хранящиеся в музеях, на Урал приехал известный французский исследователь, искусствовед Жан-Клод Маркаде. Приехал он и в Нижний Тагил. Рассматривая работу Александры Экстер, которую ведущий исследователь русского авангарда, малевичевед, знал по выставкам, он высказал предположение, что смотреть ее надо иначе – перевернув. «В то время» - сказал он, «Александра Экстер носила такую смешную черную шляпку – она вообще очень любила шляпки, и, вполне возможно, что она исходила из некоего реального образа или реальных предметов. И в этом случае на картине она изобразила самою себя».

goYvm8rGhpk.jpg

«Это предположение крайне интересно!» - отметили многие искусствоведы, в частности Светлана Джафарова.

Знаменитый искусствовед Яков Тугенхольд так писал о произведениях Александры Экстер еще в двадцатые годы: «Странное, волнующее впечатление производят эти «беспредметные» работы художницы… Взор зрителя… ищет в них человеческого содержания, аналогий и намеков на какие-то привычные конкретные образы – и с тщетным разочарованием готов уже отвернуться от этих «ничего» не изображающих холстов. Но отвернуться уже нельзя – он начинает ощущать холодные и чистые как музыка чары… это какой-то «надгорный мир», в котором живут лишь чистые идеи живописи: идеи пространства и глубины, идеи равновесия и движения». В большой гипнотической силе полотен художницы убеждаешься, попадая в пространство беспредметной композиции «Движение плоскостей».

Эту работу Экстер писала в самый плодотворный период творчества - в Москве или в первые годы жизни в Киеве. В это время она увлечена кубофутуризмом, но обязательно – беспредметным! Она ищет особый ритм и особую пластику, в мире для нее нет статики, она восхищается  бесконечностью движения, завораживающей красотой красок… Реальный мир решительно ею отвергнут! Отныне он не достоин изображения! Зачем писать то, что видимо? Когда мир – это знак, вмещающий всеобщие категории. Художница выступает как философ – ее интересует пространство и время, их взаимодействие, взаимопроникновение. Приехав в Россию, она знакомится с К. Малевичем и супрематизмом, и пишет картины. Но ее супрематизм вовлечен в энергетику движения – и в этом гениальность Экстер. По лапидарности, краткости и точности подачи эта работа, несомненно, одна из самых выразительных в творчестве художницы.

1469531794.jpg


16 февраля в Усть-Утке состоится «Лыжня России»
В Нижнем Тагиле открывается выставка, посвященная истории денег

Возврат к списку