Новости

Из Тагила в Тулу: Куда ехать за индустриальным туризмом в России

20.10.2018

Заводы действующие, заводы заброшенные, плотины, узкоколейки – у промышленного туризма в России масса возможностей. Но чтобы добраться до них, нужно иметь по-настоящему устойчивое желание, не помешает личный автомобиль и целый набор документов. Далеко не все действующие предприятия рады пускать туристические группы, а многие старинные индустриальные постройки находятся в аварийном состоянии.

На помощь приходят индустриальные музеи. Их пока не так много в стране, и не в последнюю очередь из-за сложностей экспонирования больших станков и целых цехов. Мы рассказываем о четырех самых примечательных музеях, посвященных промышленной истории страны. Издание The Village подготовило подборку самых интересных объектов индустриального наследия, превратившихся в популярный современный аттракцион.

Завод-музей истории горнозаводской техники в Нижнем Тагиле

3WLYLmBMusjWfnXSqhHIyA-wide.jpg

Первым крупным промышленным музеем в России стал Музей-завод истории развития техники черной металлургии. Консервировать старый завод в Нижнем Тагиле начали еще в 1989 году, сразу после его остановки, чтобы сохранить индустриальное наследие. Затем возникла концепция «Демидов-Парка», в которой есть место и музею, и популяризации старинных и современных промышленных технологий, и промышленным развлечениям. Пока эта концепция красивой мечтой, но завод-музей горнозаводской техники под открытым уже действует и привлекает любителей индустриального туризма.

Завод был пущен в 1725 году и принадлежал роду Демидовых. Он выполнял полный цикл выплавки металла: от подготовки железной руды, добытой в окрестностях города, до плавки чугуна и железа. Тагильский металл шел, в первую очередь, на пушки и ядра к ним, а также продавался в Англию, Францию и Голландию. Остроумный Акинфий Демидов назвал свою марку металла «Старый соболь» в честь самой дорогой сибирской «валюты» того времени. В XIXвеке завод претерпел две модернизации, чтобы угнаться за европейскими промышленными революциями, а к рубежу XIX-XXвеков удачно поставлял металл на главную царскую стройку — Транссиб. В XX веке объемы постепенно снижались, пока в 1980-е завод совсем не закрылся и не превратился в музей. Он прожил 262 года — необычайно много для промышленного предприятия.

Нижнетагильскому заводу повезло: когда какая-то технология устаревала, цех не сносили целиком, а достраивали или перестраивали. Поэтому территория предприятия превратилась в музей под открытым небом, в котором сохранено немало старинных построек и механизмов. Полностью сохранился доменный, мартеновский, прокатный, литейный цеха. Можно посмотреть заводскую контору, плотину-дамбу с шлюзовым устройством и водоспуск. Это единственный демидовский завод, который после остановки сохранился в таком объеме и масштабе.

Гулять по музею лучше в сопровождении экскурсовода — не только из-за познавательных рассказов, но и из соображений безопасности.

Музей станка в Туле

Zw7jMHcFblPhVt_HKqzD9A-wide.jpg

В этом году на базе тульского завода микрофонов открылся индустриальный кластер с тем же названием — «Октава». Там, где раньше было убыточное предприятие, теперь началась модернизация и появился творческий хаб с одним из лучших в стране индустриальных музеев. Не обошлось и без Урала: одним из авторов концепции Музея станка выступила Алиса Прудникова — комиссар Уральской индустриальной биеннале. Биеннале с 2010 года работает с темой индустриальности, причем рассматривает ее не только как наследие, но и как актуальную практику. Без ее экспертизы, кажется, теперь невозможен ни один культурный проект на промышленную тему. Поэтому в 2017 году Уральская биеннале и Госкорпорация Ростех договорились о стратегическом партнерстве.

Каждый из восьми представленных в музее станков в свое время был в авангарде технического прогресса. В них воплотилась инженерная мысль того времени, отношение к труду и человеку. Таким образом, каждый экспонат — это начало большого разговора о времени и культуре, истории и влиянии техники на мировоззрение человека, эстетизации труда и прогрессе.

Музей выглядит ультрасовременно: посетитель оказывается внутри мультимедийной экспозиции, и его вниманием управляют интерактивные панели, цифровые указатели, мэппинг, анимированный таймлайн и аудиогид в исполнении Вениамина Смехова, Алисы Гребенщиковой и других известных актеров.

Музей создан большой командой, перед которой стояла задача интересно и доступно рассказать о роли промышленности в развитии мира. Экспозиция задумывалась так, чтобы в перспективе Музей станка стал важной точкой региональных и федеральных туристических маршрутов. Музей — один из ключевых проектов творческого индустриального кластера „Октава“, созданного на базе одноименного действующего завода, который производит легендарные микрофоны.

Музей станка входит в кластер «Октава», построенный на базе одноименного производителя микрофонов. Кластер находится в самом центре Тулы, и быстро стал точкой притяжения лучших креативных сил города. Из Москвы в Тулу можно приехать за два часа на экспрессе, поэтому любители индустриального туризма бывают здесь по выходным, особенно с детьми.

Когда-то «Октава» выпускала микрофоны и приемники для всего Советского Союза. Говорят, именно в такой микрофон Юрий Гагарин сказал «Поехали!», а U2 использовали продукцию тульского завода для записи пластинок. Микрофоны здесь выпускают до сих пор, хотя, конечно, объемы существенно снизились по сравнению с советским периодом. Кроме того, для современного высокотехнологичного производства прежних площадей уже не требуется. Освободившиеся квадратные метры с этого года отданы под выставки, образовательные программы и развлечения с общей задачей — вернуть моду на индустриальность и машинные технологии.

Уже сейчас в «Октаве», помимо Музея станка, работают лаборатория-мастерская «Фаблаб MAKER», техническая библиотека, зин-редакция, многофункциональный зал, где проходят лекции, мастер-классы, концерты, спектакли и двор кластера. Скоро запустятся Высшая техническая школа, звукозаписывающая студия. Архитектурной концепцией занималось бюро Orchestra, в портфолио которого уже есть концепции парка «Зарядье» и Парка Горького.

Политехнический музей в Москве

tQ4Jd8cRXzsnQ7hx_vXWYQ-wide.jpg

В XIX веке к формированию музейных коллекций подходили с размахом. Когда Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии задумало создать музей, подготовительный этап вылился в полноценную Политехническую выставку. В 1872 году на Манеже и 86 временных павильонах по всей Москве разместились промышленные, научно-технические и культурные достижения. Для обслуживания выставки построили типографию и протянули отдельную линию конки. За три месяца работы ее посетило около 750 тысяч человек.

Больше века Политехнический музей показывает, как развивалась научно-техническая мысль в России и мире. До 2020 года историческое здание на Лубянской площади закрыто на реконструкцию. Заодно меняется и концепция Политеха: планируется, что помимо экспозиций, здесь появится пространство для инженерного творчества и образовательных программ. А пока отдельные экспозиции музея доступны в других выставочных пространствах.

В фондах музея преобладают ТЕМАТИЧЕСКИЕ КОЛЛЕКЦИИ. Например, коллекция транспортных средств состоит из велосипедов, мотоциклов и автомобилей, а коллекция телефонов охватывает аппараты от трубки Белла до смартфонов. Среди компьютеров можно увидеть отечественную ЭВМ «Урал» (правда, ее сконструировали в Москве) и многочисленные арифмометры.

На территории технополиса «Москва» можно посмотреть, как устроен музей изнутри. Хранители фондов открыли посетителям доступ к архивам, правда, только с экскурсиями.

Лекторий Политеха — поистине легендарное место. В XX веке здесь выступали нобелевские лауреаты и ученые с мировым именем: Мечников, Вавилов, Ферсман, Бор и другие. Читали свои произведения всевозможные поэты и писатели, шли дебаты о культурных вопросах, и символисты спорили с футуристами. И все это всегда было открыто и доступно для посетителей.

Политехническая библиотека наследует библиотеку все того же Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Ее фонд начал собираться полтора столетия назад с первых девяти книжек, а теперь в коллекции уже 3,5 миллиона экземпляров изданий на разных языках.

Музей старинной техники под открытым небом в Екатеринбурге

GedGq9oNhBxDdyEe-17Smg-wide.jpg

Символично, что в самом центре Екатеринбурга прямо под открытым небом выставлены старинные станки и другие промышленные устройства. Раньше эти механизмы участвовали в производственных процессах, а теперь украшают город, и никто не удивляется такому декору. Все правильно, мы же на Урале. Здесь везде индустриальность.

Например, листопроковочный молот был спроектирован в 1826 году для алапаевского завода, где изготовляли железные заготовки. Затем эти заготовки обрабатывали в прокатной клети и получали листовое железо. Иностранные станки тоже использовались на уральских заводах. Скажем, из Англии приехал мостовой кран, а ножницы для резки металла — с немецкого завода «Пельс».

Памятник ищет инвестора!
В Нижнем Тагиле пройдет II Региональный инклюзивный Фестиваль «Дружба»

Возврат к списку