Новости

«Музеи! Туризм – ваша обязанность!»

09.09.2018

Перестройка работы музеев под потребности туризма стала ключевой темой проведенного по инициативе Министерства культуры семинара регионов ЦФО в Тамбове. АТОР обратился в Министерство культуры с предложением создать постоянную рабочую группу для решения наболевших проблем взаимодействия между музеями и турбизнесом.

Состоявшийся семинар регионов ЦФО «Региональные музеи как центры культурно-исторических кластеров» обозначил ряд ключевых точек в позиции министерства культуры относительно будущего развития музейного дела в стране.

На мероприятие, проведенное по инициативе статс-секретаря – заместителя министра культуры РФ Аллы Маниловой, собрались представители музеев федерального значения, в том числе государственных музеев-заповедников, региональные туроператоры, РСТ, главы отраслевых администраций. Позицию федерального турбизнеса в ходе семинара, прошедшего в формате круглого стола, представляла исполнительный директор Ассоциации Туроператоров Майя Ломидзе.

Открывая семинар, Алла Манилова подчеркнула, что в течение практически всей новейшей истории России проблемы взаимоотношений туроператоров и музеев остаются одними и теми же. Диалог между турбизнесом и музеями тоже ведется – как минимум 10 лет, однако, обозначенные болевые точки как были, так и есть. Основной причиной такого положения дел, отметила замминистра культуры РФ, сегодня является нежелание значительной части музейных администраций принять современные реалии, считают, что функционал любого музея сводится лишь к научной деятельности и хранению, а сотрудничество с туристической индустрией – «побочная» или непрофильная деятельность.

«Туризм – это ваша прямая обязанность. Если вы не хотите заниматься туризмом, то вы не занимаетесь популяризацией того богатейшего наследия, которое вам доверило государство», – обратилась к представителям музейной отрасли статс-секретарь Минкульта РФ.

Предметно о том, каких изменений ждет турбизнес от музейной отрасли, в ходе семинара рассказала исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе. Она выделила ряд ключевых блоков во взаимоотношениях туроператоров и музеев, в которых изменения необходимы в первую очередь.

«Эксперты Комитета по импортозамещению в туризме при Минкульте РФ проехали по полусотне регионов нашей страны. И все проблемы, вынесенные на этот круглый стол – не частные. Мы видим их в самом буквальном смысле в каждом регионе», – подчеркнула она.

Майа Ломидзе также обратила внимание на тот факт, что музеи зачастую являются драйверами туристического развития территорий. Из опыта экспертных поездок Комитета по импортозамещению очевидно, что туристы часто приезжают в регион именно с целью посетить конкретный музейный объект. Яркими примерами здесь могут служить Ясная Поляна или Царское Село. И именно поэтому так важно перестроить работу музейных объектов в соответствии с ожиданиями и потребностям туристов.

Один из основных вопросов – ценообразование для экскурсионных туристических групп. Внезапное изменение групповых тарифов некоторыми музеями без уведомления партнеров заранее не дает им возможности планировать работу, ставит туристические компании в заведомо невыигрышные условия при продажах туров по маршрутам, включающим такие музеи. В то же время, в международной практике все обстоит совсем иначе. Например, в КНР музеям законодательно запрещено изменять цены входных билетов, не оповестив клиентов и партнеров за полгода до «часа Х».

Вторая «больная» тема – это сами экскурсионные программы в музеях. По мнению экспертов Комитета по импортозамещению, музеи развивали и развивают массу программ, ориентированных на детскую и школьную аудиторию. Разумеется, этот аспект понятен и важен, однако предложение этого же контента  и стиля подачи для взрослой аудитории снижает интерес и возвратность туристов, а следовательно, и интерес турбизнеса к включению в маршрут таких музейных объектов.

Отличным примером того, как музей смог актуализировать контент и подачу материала для туристической аудитории может служить дом-музей Г.В. Чичерина в Тамбове, открытый в 1987 году. Вместо стандартного повествования экскурсовода о предметах экспозиции и советском дипломате, в музее для туристов создали великолепную интерактивную программу, в которой рассказывают о традициях и нюансах воспитания детей в дворянских семьях. Это вызывает живой интерес у экскурсантов, музей с удовольствием включают в свои маршруты туроператоры.

«Если вы хотите чтобы турист к вам возвращался, вам нужно 12 «премьер» в год», – высказался Игорь Конышев, гендиректор Владимиро-Суздальского музея-заповедника, акцентировав необходимость постоянного обновления экспозиции и программ.

Следующие проблемные блоки в отношениях туроператоров и музеев касаются прежде всего вопросов адаптации режима работы музейных объектов к приему туристов. К сожалению, отметила Майя Ломидзе, значительная, если не большая часть музеев России, в том числе федерального значения, не делает шагов в этом направлении. Одной из наиболее острых проблем здесь является вопрос адаптации графика работы музеев к графику экскурсионных поездок.

«Известно, что туристы, отправляющиеся в экскурсионные туры, предпочитают планировать их на выходные или на праздники. Если музей закрыт в это время, или время работы в выходные сокращено, это, фактически, ставит под удар весь сегмент экскурсионных туров выходного дня в конкретном регионе, особенно если музей является одной из важных частей программы», – акцентировала внимание на этом вопросе Майя Ломидзе.

Как выяснилось в ходе дискуссии на круглом столе, многие музеи объясняют свою негибкость в вопросах удобного для туристов графика «ограничениями со стороны Минкультуры». Однако это тут же опровергли в самом ведомстве. «Ни цена входного билета, ни время работы музея не определяется министерством культуры», – заявил в ходе обмена мнениями представитель департамента музеев Минкульта РФ.

Не менее важной частью работы с туристами для музеев является инфраструктура, которой, увы, уделяется сегодня мало внимания – именно из-за того, что многие музеи воспринимают себя исключительно как объекты «сохранения фондов». В итоге важнейшие инфраструктурные вопросы, критичные для приема экскурсионных туристических групп – наличие туалетов, точек питания, сувенирных магазинов – не решаются.

Туристы же остаются без важнейших, базовых сервисов, которые необходимы им при посещении музея: «духовная пища» странным образом здесь отрицает необходимость пищи обычной или иных потребностей. Все это делает поездку неудобной или вовсе снижает интерес и возвратность туристов в музейные объекты показа. 

Подводя итоги обмена мнениями в ходе круглого стола, статс-секретарь – заместитель министра культуры России Алла Манилова настоятельно рекомендовала администрации музейных объектов обращаться за помощью в Комитет по импортозамещению по всем вопросам, касающимся адаптации инфраструктуры, графика работы и контентной части экскурсионных программ под потребности турбизнеса.

По материалам сайта Ассоциации туроператоров России.



Опубликована программа празднования Дня танкиста - 2018 в Нижнем Тагиле
Любителей активного отдыха и бега приглашают на Первый Тагильский трейл

Возврат к списку