улица Ю.А. Левита

Юрий Александрович Левит (16.12.1937 - 28.01.2005) - военный лётчик-испытатель, заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации, подполковник. За более чем 50-летнюю лётную деятельность освоил и испытал более 80 типов и модификаций летательных аппаратов различных классов и назначений. За всю лётную деятельность, летая на сверхзвуковых истребителях, бомбардировщиках, транспортных самолётах и вертолётах, ни разу не покинул и не повредил ни одно воздушное судно. Являлся участником всех показательных полётов на Международных выставках вооружений, военной техники и боеприпасов в Нижнем Тагиле на самолётах Су-25, МиГ-29 с выполнением фигур высшего пилотажа на предельно допустимых перегрузках, демонстрируя достоинства отечественной авиационной техники и своё лётное мастерство.

Испытания Левит проводил безукоризненно, брал на себя самые ответственные полеты. Однажды в программу испытаний были включены полеты с имитацией отказа двигателя на Су-17, так как при пуске опытных ракет не исключалась возможность остановки единственного двигателя. Левит выполнил тренировочный полет блестяще. Сделав заход на наземную цель, он имитировал пуск неуправляемых авиационных ракет и выключил двигатель. Перед ним была посадочная полоса длиной всего 2500 метров. Надо отметить, что для такой посадки рекомендуемая длина полосы 3500 метров, ведь на меньшем участке допущенную ошибку уже не исправить. Левит рисковал. Но его риск был выверен предварительными расчетами, где учитывались возможности техники и личное мастерство летчика. Реактивный истребитель-бомбардировщик заходил на посадку и катился в полной тишине. Это было настолько необычно, что коллеги завороженно следили за бесшумным самолетом.

В 1986 году участие наших войск в военных действиях в Афганистане поставило перед летчиками особые задачи. Наши испытатели много работали на ту войну, многие полеты были связаны со смертельной опасностью. Более молодые коллеги вспоминают, что самые сложные полеты Левит брал на себя, оберегая товарищей.

Блестящие показательные выступления Левита на международных выставках вооружения в демонстрационно-выставочном центре Нижнетагильского института испытания металлов также были результатом тщательной подготовки. Юрий Левит верил в себя, а люди доверяли его профессионализму. В 1999 году на первой выставке вооружения в качестве второго пилота вслед за Левитом в кабину Миг-29 поднялся губернатор Свердловской области Эдуард Россель. На истребителе-бомбардировщике в небе над полигоном «Старатель» Юрий Левит и Эдуард Россель продемонстрировали зрителям фигуры высшего пилотажа.

Летчиков такого высокого класса в России немного, а вот летных долгожителей, управляющих истребителями, бомбардировщиками, пожалуй, нет во всем мире. В последний раз он выполнил полет 30 декабря 2004 года в возрасте 67 лет. А через 28 дней его не стало. По ходатайству трудового коллектива НТИИМ и правительства Свердловской области летно-испытательной базе института испытания металлов и улице на посёлке Старатель было присвоено имя Юрия Александровича Левита. Международные выставки вооружения, год от года набирающие вес в деловом мире и популярность у россиян, тоже продолжают дело его жизни. Юрий Левит открывал первые выставки головокружительными сольными программами. Сколько тагильских мальчишек, глядя на его стремительный полет, влюбилось в небо, сколько молодых летчиков укрепилось в мысли повышать мастерство и осваивать новые горизонты в профессии.

По материалам портала http://historyntagil.ru/

Возврат к списку