Проспект Дзержинского

Проспект Дзержинского является одной из самых широких центральных улиц старой Вагонки, обладает не менее интересной историей, чем улица Ильича или проспект Вагоностроителей. За время своего существования эта улица дважды меняла свое название: в 1941 году она называлась Советской. В 1954 году по инициативе директора Уралвагонзавода И.В. Окунева, который был участником торжеств в Киеве, посвященных 300-летию воссоединения Украины с Россией, улица получила название бульвара Хмельницкого. В 1977 году в ознаменование 100-летия со Дня рождения Ф.Э. Дзержинского, бульвар был переименован в проспект Дзержинского.

Но прогулку мы начнем от улицы Ильича и пройдем по аллее. Когда-то она была уютно засажена сиреневыми кустами, а весь бульвар Хмельницкого считался одним из самых зеленых в районе. Справа от аллеи располагается дом № 28. Он представляет собой единый пятиблочный комплекс зданий, построенных в 1950-е годы в стиле сталинского ампира, и является памятником архитектуры местного значения. Долгое время в нем располагалась народная дружина, состоящая из работников цехов завода, помогающих милиции поддерживать общественный порядок в районе.

По левую руку простирается Пионерский сквер, открытый осенью 1951 года. Свое название он получил благодаря тому, что большое участие в его благоустройстве принимали школьники района, копавшие ямы и траншеи для кустарников. Вся площадь сквера составила 26725 кв.м. Уралвагонзаводом была закуплена и установлена парковая скульптура. Старожилы Вагонки помнят фигуры горниста и барабанщика у центрального входа со стороны ул. Ильича, скульптурную композицию матери с маленьким ребенком на руках на возвышении в центре большой клумбы. На пересечении двух аллей был сооружен фонтан с литыми стальными лягушками, выкрашенными в зеленый цвет, и пять беседок. К сожалению, до наших дней ни парковые скульптуры, ни фонтан, ни беседки сквера не сохранились. Позднее сквер окружила металлическая ограда, изготовленная на Уралвагонзаводе.

К проспекту Дзержинского относятся два дома постройки 1930-х годов, в которых жили люди, внесшие большой вклад в развитие советского машиностроения и науки, о чем свидетельствуют мемориальные доски, установленные на фасадах этих домов. В доме № 30 в годы ВОВ жил выдающийся инженер, генерал-майор, доктор технических наук, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трех Государственных премий Александр Александрович Морозов. Он является одним из создателей всемирно известного танка Т-34.

Также в этом доме в 1945-1986 годах жил кандидат технических наук, лауреат Ленинской премии, основатель криогенного машиностроения на Уралвагонзаводе, главный конструктор криогенной техники в 1954-1986 годах, заслуженный уралвагонзаводец Мефодий Николаевич Веремьев. Под его руководством были спроектированы и изготовлены системы для заправки орбитальных космических кораблей «Восток», «Восход», «Союз».

В доме № 34 во время войны жил советский ученый, академик АН Украины, Герой Социалистического труда, лауреат Сталинской премии Евгений Оскарович Патон. Он приехал на УТЗ в 1941 году, где под его руководством началось активное внедрение сварки, что привело к значительному увеличению производительности труда.

Замыкает аллею памятник Ф.Э.Дзержинскому – творение тагильского скульптора Ивана Яковлевича Боголюбова. Он появился здесь в конце перестройки и является вторым памятником «железному» Феликсу.

Возврат к списку