Мартыненко Владимир Григорьевич

Родился 10 июня 1953 г. Нижний Тагил, Свердловская область. Год вступления в Союз художников России: 1997. 

Живописец, график, художник монументалист. Доцент кафедры живописи ХГФ НТГПИ. С 1991-1997 гг. – заведующий кафедрой живописи.

Живет и работает в Нижнем Тагиле. Работает в области станковой и монументальной живописи. Активный участник областных, городских выставок с 1980 г., вносит огромный вклад в художественную жизнь города.

Биография

Учеба:

- 1970-1974 в УУПИ у А.Г. Неверова, В.А. Кускова;

- 1974-1979  Московское высшее художественно-промышленное училище (б. Строгановское), мастерская Г.М. Коржева;

После его окончания в 1979 году направлен в качестве преподавателя на художественно-графический факультет Нижнетагильского педагогического института, где проработал много лет, успешно совмещая педагогическую и творческую деятельность (в настоящее время не работает).

В Строгановке подсмотрел идеи создания наглядных пособий прямо на стенах вуза. Владимир Григорьевич воплощает вместе со студентами на стенах вуза дипломные работы, выполненные под его руководством, украшает стены родного худграфа около 20 лет в технике сграффито — это старинная техника 15 века. Глубокое сграффито — это известь, песок и пигменты. Материал вечный, он может быть и в интерьере, и в экстерьере. Эта техника украшает фасады зданий, очень хорошо сочетается с фреской, мозаикой. Она универсальна. Работы Мартыненко в технике сграффито украшают стены главного корпуса пединститута. Чтобы воплотить замысел, несколько месяцев работает над проектом в кальке, картоне и только потом стены помещений преображаются. Любит монументальную живопись. Монументальные вещи живут во времени, они будут работать столько, сколько стоит здание (здание худграфа на проспекте Мира, 2-й этаж).

В 1986 году Владимир Григорьевич прошел повышение квалификации в Педагогическом Университете города Москва. В Москве Владимир Мартыненко учился у замечательного живописца Г.М. Коржева и, наверное, от него воспринял не только серьезную «школу», но и редкое чувство требовательности к себе, критическое отношение к своим работам. (Вероятно, этим объясняется столь нечастое участие Мартыненко в выставках).

В 2000, 2009 гг. повышал квалификацию в Российкой Академии художеств в Санкт-Петербурге.  

Основа мировосприятия этого художника – предметность, достоверность изображения. Его композиции конкретны по изображенным ситуациям, в их основе лежит не столько какое-либо стилевое начало, сколько именно натурный запас впечатлений. При этом их нельзя назвать повествовательными, а тем более иллюстративными, ибо лучшие работы В.Г. Мартыненко обладают необходимой внутренней свободой и мастерством в раскрытии самых разнообразных состояний природы, в создании предметных образов.

В. Мартыненко постоянно ищет новые мотивы, работая в разных жанрах: сюжетной композиции, портрете, пейзаже, натюрморте. В области выразительных средств его поиск обращен к проблемам цветовой декоративности, к открытиям пленэра, к острой смысловой наполненности цветовых отношений, к конструктивному отбору деталей, к способам органичного сочетания изучения натуры с ее поэтизацией, чувством вдохновленности выбранным мотивом.

«Школа» же здесь является устойчивой точкой опоры, которая дает возможность «направлять» непосредственные впечатления от натуры в зависимости от задач создания того или иного характера образа, подчинять их цельности холста как единого художественного организма. И здесь проявляются, может быть, самые сильные черты творчества В. Мартыненко.

Работая в жанрах пейзажа, портрета и исторической живописи, Владимир Григорьевич Мартыненко получил признание общественности города. Станковые произведения Мартыненко В.Г. хранятся в музеях и частных коллекциях городов: Рордорф (Германия), Москвы, Магнитогорска, Перми, Южно-Сахалинска, Нижнего Тагила.

В.Г. Мартыненко преподает с 1979 на ХГФ НТГПИ; с 1986-1996 - заведующий кафедрой живописи; с 2003 - доцент кафедры изобразительного искусства НТГСПА.

Творчески работал в 1986 в Доме творчества «Академическая дача», пленэры - Тобольск, Суздаль, Владимир, Пермь, Ленинград, Алма-Ата, Фрунзе, Чусовой. 2004-2006 - член Правления НТГО Союза Художников России.

Автор ряда монументальных работ:

– 1984 г. -  роспись в музее НТУПИ, «Студенческие стройотряды»;

– 1985 г. - композиция «Город» ПТУ № 93;

– 1989 г. - «Искусство» НТГПИ (совместно с Л.И. Переваловым);

– оформлены общеобразовательные школы № 44, Лицей № 51, городская больница ДЦБ№3; 2008 - интерьеры НТГСПА, в технике граффито «Вестник», «Дары Артемиды», «Суд Париса», «Сотворение вина», «Афинская школа»;

– 2012 - роспись ХГФ НТГСПА «Памяти Вазарелли». 

Участник выставок: с 1980 городских основных Нижний Тагил НТМИИ и ВЗНТГО СХР 1970-х – 2012, в т.ч. 1981 г. - Посвященной XXVI съезду КПСС;  1987 г. - Молодые художники Тагила; 1999 г. - 40 лет ХГФ;  1996 г.  - «День города»;  2004 г. -  «Ближе к новому году»; 2012 г. – К 290-летию Нижнего Тагила; областных 2006 г. - «Весна пасхальная», ДШИ, Новоуральск всероссийская 2012 г. – «Художники-педагоги», Кострома  персональные 2010 - «Этюд», Выставочный зал ХГФ НТГСПА

Награды: 

– 2008 г. Нагрудный знак «За доблестный труд» НТГСПА. 

В 2016 году под руководством художника выпущен «Альбом творческих работ». Такое название своему альбому Владимир Мартыненко дал сам. Скорее всего оно продиктовано известной скромностью автора, который применительно к своим работам избегает слова «картина», ибо, по его мнению, оно накладывает особую ответственность.

Занимаясь творчеством Владимир Григорьевич уделяет большое внимание художественному воспитанию молодежи, являясь организатором творческих групп и художественных экспедиций студентов в Тобольск, Санкт-Петербург, Владимир и др. На одной из страниц Альбома творческих работ есть цитата «Быть педагогом – значит, верить. Верить в возможность изменить мир с помощью искусства… Верить, что богатство человеческой души превыше всего!».

Под его руководством силами дипломников создано большое число наглядных учебно-методических пособий по дисциплинам кафедры. Работы дипломников украсили стены школ, больниц, преобразили главный корпус НТГПИ и придали уникальное лицо художественно-графическому факультету.

В настоящее время восемь воспитанников В.Г. Мартыненко стали членами профессионального объединения Союза художников России, ведут педагогическую работу в образовательных учреждениях города.

Между тем, лет сто тридцать назад, французские импрессионисты заявили и отстояли равенство статусов картины и этюда. А еще раньше Александр Иванов создал этюды такой художественной силы, что они стали вехой в мировой художественной культуре. С тех пор история не раз доказывала, что искусство этюда – это большое искусство. А если говорить о современной эстетике, то она в своих требованиях к жанровой монолитности произведения стала уже абсолютно либеральной. Поэтому, с точки зрения сегодняшнего дня, у художника не может быть никаких «комплексов» по данному поводу, и он вправе считаться полноценным участником художественного процесса даже в том случае, если этюду посветил всю свою творческую жизнь. К слову сказать, в Нижнем Тагиле такой прецедент есть творчество В.Д. Мухаркина, в свое время не принятого в Союз художников только по тому, что не писал «картин», однако, это ничуть не умолило его достоинств как замечательного живописца.

Владимир Григорьевич граффити (сграффито) предпочитает работы не печатные, а рукотворные. Работает в разных техниках, чтоб пришли новые идеи, но спешки не терпит. Считает, что картина должна быть выдержанной. Мозаику птицы создает второй год, в ней более 50 тысяч цветов. А к этой работе он еще только подбирает смальты, на ней будет изображено две птицы, которые дерутся из-за рябины. Работа будет выполнена на плоском шифере. Работа делается, когда на душе спокойно, а когда бушует - ничего не получится. Сейчас его интересует новая техника - энкаустика, а еще, в будущем, воссоздать живопись на керамике.

По материалам проекта учениц МБОУ СОШ №32 с углубленным изучением отдельных предметов 3А класса Пахолковой Оли и Красновой Полины (под руководством Ральниковой Полины Владимировны и Семёновой Ольги Александровны).