Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович

Д. Н. Мамин-Сибиряк принадлежит к писателям, чьи жизнь и творчество особенно тесно связаны с родным краем. В широком смысле это был весь Урал, верным и любящим сыном которого он был до последних дней своей жизни. Но есть на Урале места, самые любимые и близкие сердцу писателя. Именно им посвятил он свои лучшие, задушевные произведения.

В одном из небольших заводских поселков Нижнетагильского округа - Висимо-Шаитанске, где было всего 236 дворов и проживало около двух тысяч человек, в 1852 году родился и провел свои детские и отроческие годы сын заводского священника Дмитрий Мамин. Здесь будущий писатель получил первые незабываемые впечатления от суровой и прекрасной природы Урала и своеобразного быта крепостных заводских крестьян, "пригнанных" на заводы из разных концов России. Их яркие, самобытные характеры, меткое, образное слово жадно впитывала восприимчивая и благодарная детская память. "Я вскормлен висимским хлебом и вспоен висимской водой", - с полным основанием мог сказать про себя Дмитрий Наркисович.

Уехав из родного Висима "в ученье" пятнадцатилетним мальчиком, он и позже, уже юношей, неоднократно приезжал туда на каникулы. Несколько раз бывал там и позже, в 1880-1890 годы, уже будучи писателем и постоянно живя в Екатеринбурге. Здесь он оставил немало друзей и знакомых. Всегда, даже став петербургским писателем, интересовался их судьбами, а некоторым (например, своей бывшей няне) помогал и материально. Фотография Висимо-Шайтанского завода висела над его рабочим столом рядом с картиной его друга и земляка художника Денисова-Уральского, изображавшей лесной пожар на Урале.

Важной страницей в биографии молодого Мамина после его возвращения в 1877 г. на Урал стали Салдинские заводы. В Нижней Салде жила с 1876 г. его семья. В Верхней Салде Дмитрий Наркисович встретился с Марией Якимовной Алексеевой, ставшей ему женой, верным другом и помощницей на начальном, самом трудном этапе его литературной деятельности. На Салдинских заводах он попал в новую для него среду заводской и земской интеллигенции. Наблюдения за нравами и бытом заводского общества, в том числе и его высшей, "элитной" части, дополнявшиеся рассказами Марии Якимовны, не прошли бесследно для будущего писателя.

Особенно много дало ему общение с управителем Нижнесалдинского завода К.П. Поленовым. Этот высокообразованный человек, знаток заводского дела, познакомил Дмитрия Наркисовича с техникой металлургического производства, условиями труда на демидовских заводах и с общими проблемами развития горнозаводской промышленности Урала. Не случайно он стал прототипом ряда персонажей произведений Мамина-Сибиряка.

Много нового узнал Дмитрий Наркисович от салдинцев о крепостном прошлом демидовских заводов, в том числе о трагической судьбе крепостных интеллигентов, описанных им позже в повести "Братья Гордеевы" и в ряде других произведений. Вероятно, еще в Салде, где он встретился с участниками зарождавшегося общественного движения, был задуман "Очерк из жизни Среднего Урала" ("Сестры"). В нем Мамин-Сибиряк описал действительно имевшее место событие - предательское убийство одного из "общественников" - служащего Лайского завода, пытавшегося защитить рабочих от произвола заводской администрации и грабежа действующих вкупе с ней торговцев и кабатчиков.

Салдинские встречи и впечатления позже отразились в "Горном гнезде", хотя местом действия этого романа стал Нижний Тагил (названный там Кукарским заводом). И это не было случайностью. Нижнетагильский завод являлся административным и культурным центром горнозаводского округа. Там находилось главное управление Демидовых. По своему промышленному потенциалу и численности населения (свыше 20 тысяч человек) он превосходил многие уральские города, хотя статуса города не имел. Тагил поразил воображение двенадцатилетнего Мити Мамина, впервые побывавшего там в 1864 году по пути в Екатеринбургское духовное училище.

В 1878 г. Дмитрий Наркисович приехал в Нижний Тагил уже взрослым человеком в поисках работы. Остановился у знакомых в "строгановском доме" на улице Большерудянской (ныне Кирова, 37). Собирался перевезти сюда из Салды семью, главным кормильцем которой оказался после неожиданной смерти отца. Но пробыл здесь недолго - всего около месяца. Причина быстрого отъезда из Тагила заключалась не только в трудностях с получением подходящего места службы. По всей вероятности, он опасался преследования за критические корреспонденции, посланные в газеты Петербурга и Екатеринбурга. В них разоблачалась неприглядная роль владельца Тагильских заводов и заводской администрации при проведении реформы 1861 года, в частности, при составлении уставных грамот, обезземеливших тагильских мастеровых. Возмущенное дерзостью анонимного автора газетных заметок, Нижнетагильское заводоуправление пыталось его разыскать, и Дмитрию Наркисовичу пришлось срочно покинуть Тагил, чтобы не навлечь кары на себя и свою семью. Газетные публикации 1878 г. в "Екатеринбургской газете" и "Новом мире" о тагильской уставной грамоте можно считать первой "заявкой" на тему проведения крестьянской реформы на Урале, которая позже прозвучит в ряде произведений Мамина-Сибиряка ("Горное гнездо", "Три конца", "Говорок" и других).

В 1880-1890 годы Дмитрий Наркисович особенно часто бывал в Нижнем Тагиле и его окрестностях. Интересовали его тагильские золотые и платиновые прииски. Результатами этих посещений стали многочисленные рассказы, очерки и повести на "приисковую, тему ": "Старатели", "Золотуха", "Дикое счастье", "Золото", "Платина", "Дедушкино золото", "На золотом прииске", "Золотое дело".

В Нижнем Тагиле, как в Висиме и Салде, у Дмитрия Наркисовича был широкий круг друзей и знакомых среди заводской интеллигенции и простых людей - рабочих, старателей, мелких промышленников, торговцев, рыбаков и охотников - его спутников по лесным походам. В этом наглядно проявились особенности личности писателя: его общительность, любознательность, редкий дар располагать к себе самых разных людей. По словам друзей, он умел сразу, "с места", схватывать все главное в услышанном и увиденном и так же быстро, "с ходу", писать, придавая мимолетным впечатлениям яркую, образную форму.

Среди тагильских друзей особенно близкие и даже родственные отношения связывали Мамина-Сибиряка с семьей Шориных, особенно с ее главой, Дмитрием Петровичем Шориным, - краеведом, коллекционером, минералогом. "Живой историей края", "редким человеком, как бывают редкими камни", называл его Дмитрий Наркисович. Многие часы провел писатель в его доме-музее на Средней Ерзовке, слушая рассказы хозяина о природных богатствах Тагильского края, об его прошлом и настоящем. В Тагиле - центре демидовского "горного гнезда" - в значительной мере под влиянием рассказов Шорина у Мамина-Сибиряка возникла "демидовская тема". В очерках 1881-1882 и 1890 г. их автор отдал должное Демидовым - "фундаторам" первых уральских заводов и нашел достаточно резкие слова осуждения их потомкам, далеким от интересов "исторического заводского дела".

В более чем тридцати произведениях "тагильского цикла", написанных в основном в екатеринбургский период его жизни (1878-1890 гг.), нашли отражение самые разнообразные сюжеты истории Тагильских заводов: судьбы крестьян, переведенных из дальних демидовских вотчин на заводы, трагедия "заграничных" - крепостных интеллигентов, жизнь уральских раскольников - "кержаков", упорно державшихся за свою "старую веру" и особый уклад жизни.

Эти произведения создали литературное имя Д.Н. Мамину-Сибиряку, сотрудничавшему в известных журналах той эпохи -"Дело", "Вестник Европы", "Русская Мысль" и, наконец, в щедринских "Отечественных записках". В эти годы завершается формирование художественного стиля писателя. В нем органически сливались острая наблюдательность и живая реакция публициста со зрелым мастерством художника. Тесная связь этих двух ипостасей: писателя-художника и публициста - наиболее наглядно проявилась в двух масштабных "тагильских" произведениях - романах "Горное гнездо" и "Три конца".

Ко времени их написания окончательно сложилось мировоззрение Дмитрия Наркисовича. Характерной чертой его был патриотизм. "Родина - наша вторая мать, - писал Мамин-Сибиряк брату, - а такая родина, как Урал, тем паче".

В конце 1880-х гг. у него возник грандиозный план создания целой серии романов, посвященных как настоящему, так и прошлому Урала. В них должны были отразиться самые выдающиеся события уральской истории: русская колонизация, строительство первых металлургических заводов, хищническое разграбление природных богатств края, положение и борьба трудового населения, нравы и быт заводского общества, влияние реформ 1860-1870-х гг. на судьбы промышленности и заводского населения.

Этот замысел полностью не осуществился, но именно с ним были связаны интенсивные научные занятия Дмитрия Наркисовича во второй половине 80-х - начале 90-х годов. Он встречается с уральскими краеведами и историками, работает с архивными и статистическими материалами, как член Уральского общества любителей естествознания участвует в археологических и фольклорных экспедициях.

Безусловным достижением Мамина-Сибиряка был показ народной жизни в динамике, а доскональное изучение заводского хозяйства Нижнетагильского округа дало возможность верно разобраться в этой сложной производственной структуре, понять ее особенности и типичность для уральской горнозаводской промышленности, развивавшейся в своеобразных географических и исторических условиях.

Крепостничество было главным врагом публициста, писателя и историка Д.Н. Мамина-Сибиряка. Крепостной произвол определял трагизм судеб многих героев произведений писателя и их реальных прототипов. В пережитках, сохраненных реформой 1861 года, он видел основную причину кризиса уральской металлургии, резко ухудшившего положение горнозаводского населения Урала.

Обилие и разнообразие материалов, содержащихся в произведениях "тагильского цикла", а также выразительная точность и глубина их оценки писателем делают произведения Мамина-Сибиряка уникальным источником изучения истории Тагильского края как неразрывной части общей истории Урала и всей России второй половины XIX в. Важны и интересны эти произведения не только для историков и краеведов, но также и для литературоведов и филологов, изучающих жизнь и творчество Д.Н. Мамина-Сибиряка уральского периода.

Трудно также переоценить значимость огромного познавательного, эстетического и этического потенциала всех "тагильских" произведений Мамина-Сибиряка, так важных сейчас не только для воспитания молодого поколения, но и для всех, кто любит родной край и стремится лучше его узнать.

Замечательным примером для всех нас может служить сама жизнь Д.Н. Мамина-Сибиряка. Вышедший из недр уральской глубинки России, писатель всегда близко к сердцу принимал беды и радости своих земляков, в буквальном смысле жил интересами народа - главного героя всех лучших его произведений. Горячо верил в его будущее, и не только верил, но и как мог - прежде всего своим умным и добрым талантом - помогал.

Прекрасно сказал об этом хорошо знавший писателя, глубоко понимавший его редкий талант Алексей Максимович Горький. "Когда писатель чувствует свою родную связь с народом, - писал он Дмитрию Наркисовичу в 1912 г., - это дает красоту и силу ему. Вы всю жизнь чувствовали творческую связь эту и прекрасно показали Вашими книгами, открывшими целую область жизни, неизвестную нам. Земле родной есть за что благодарить Вас, друг и учитель наш".


Памятные даты

25.10 / 7.11. 1852 г. - родился Д.Н. Мамин-Сибиряк в Висимо-Шайтанском заводском поселке.

1881-1882гг. - в московской газете "Русские ведомости" печатаются путевые записки Мамина-Сибиряка "От Урала до Москвы".

Март-май 1882г. - В столичных журналах "Дело", "Устои", "Вестник Европы" опубликован ряд очерков и рассказов Мамина-Сибиряка.

19.12.1882г. - Письмо от редактора журнала "Отечественные записки" М.Е. Салтыкова-Щедрина о принятии к публикации "прекраснейшего очерка" Дмитрия Наркисовича "Золотуха" и предложение о сотрудничестве в журнале.

1882г. - Мамин-Сибиряк принимает решение перейти исключительно на литературный труд.

21.03.1892г. - Рождение дочери писателя Елены, которой посвящены знаменитые "Аленушкины сказки".

• 29.01.1897г. - Д.Н. Мамин-Сибиряк избран членом комитета Союза русских писателей.