Прасковья Силантьевна Путилова,

С героем нашего очерка еще недавно можно было встретиться на осенних улицах поселка знаменитого Рудника имени III Интернационала. И, кажется, что в солнечных лучах звенящая медь Рудника так ей к лицу, когда под ногами шуршит листва, в багряном уборе рябины, а в глазах женщины – живой, яркий блеск. 

Знакомьтесь. Это – Прасковья Силантьевна Путилова, легенда уральской медицины. Ей исполнилось 100 лет.

При встрече она весело общается с коллегами и друзьями, строга с непутевой молодежью. Она компетентна в сложностях жизни города, в проблемах поселковой медицины, читает газеты. В недавнее время автор очерка был свидетелем ее телефонного разговора с дочерью, замечательным, опытнейшим фельдшером, которой в реанимационном отделении проводилась серьезная, интенсивная терапия по острому инфаркту миокарда. Прасковья Силантьевна была недовольна беспомощностью дочери, объясняла ей тактику лечения, давала советы, требовала спокойствия. Так может действовать только медик, умудренный большим жизненным опытом и оптимизмом. Да, такая мудрость может иметь место только в 100 лет прожитой жизни.

Ей жизненный путь – нам всем наука. Родилась 27 октября 1919 года. В 1938 году, в 19 лет, после окончания Нижнетагильского медицинского техникума, была направлена по распределению в должности фельдшер в медсанчасть исправительной трудовой колонии № 6 Тагиллага НКВД (на Красном Камне). Много работала и на практике постигала оказание медицинской помощи. Взрослела и накапливала жизненный и лечебный опыт.

В первые же дни войны с фашистской Германией, 2 июля 1941 г., городским военкоматом была призвана на службу в ряды Красной Армии с присвоением воинского звания лейтенант медицинской службы.

Война лейтенанта Путиловой

Лейтенанту Прасковье Путиловой – 22 года. На руки было выдано предписание явиться в расположение дома отдыха «Руш», где разворачивался эвакогоспиталь № 1714. По прибытии в госпиталь 3 июля получила обмундирование, была назначена старшей медицинской сестрой третьего корпуса. Терапевтическое отделение возглавляла опытнейший врач А.Никитина, в штате опытные доктора – Нина Акимовна Саматова (будущий начмед медсанчасти НТМК – 4-й городской больницы), В.У.Короткова. Начальник эвакогоспиталя – майор Валериан Васильевич Горбунов, комиссар – Петр Богданович Королев, ведущий хирург – Антонина Алексеевна Ширская, ведущий нейрохирург и невропатолог – И.С.Смородинский, ведущий рентгенолог –А.И.Шмелева. Ежемесячно госпиталь инспектировал приезжавший из Свердловского областного управления майор М.С.Левченко.

Ознакомившись с персоналом, Прасковья Силантьевна сразу поставила боевую задачу – срочная подготовка к приему раненых. В сжатые сроки заправлялись кровати, оборудовались операционные, перевязочные, устанавливалась рентгеновская аппаратура, оснащалась реактивами и микроскопами лаборатория.

В начале войны госпиталь имел 3 укрупненных отделения: общехирургическое (начальник – хирург Гончаров), нейрохирургическое (начальник – нейрохирург И.С.Смородинский) и отделение для туберкулезных больных из блокадного Ленинграда.

Первый санитарный эшелон, пробившийся с Западного фронта, с разбитыми вагонами прибыл в 6.00 20 июля 1941 года. Санпоезд остановился на рельсах прямо у павильонов госпиталя и оперативно был разгружен в короткие часы – эшелон возвращался на фронт. Раненых выносили через двери и окна вагонов. Город передал на разгрузку все санитарные дружины тагильских заводов. Помогали местные жители, пришедшие на помощь медикам. С этим эшелоном вывезла своих раненых и будущий организатор медсанчасти НТМЗ Марта Николаевна Зеленская.

Раны были страшные, без перевязок по многу дней, часто с обширными ожогами.

Из эшелона в лечебные корпуса госпиталя было принято 830 раненых. Прием, санитарная обработка, срочная организация питания, срочная врачебная медицинская помощь, срочные операции, перевязки, смена гипсовых повязок в этот день были закончены к 24 часам. На усталость персонала некогда было реагировать, да никто и не жаловался. Все сотрудники работали четко, слаженно, не покидали своих рабочих мест, пока не обработали всех раненых. Глубоко за полночь удалось перекусить за кружкой чая.

В то время город, как и вся страна, жил и трудился под девизом «Все для фронта! Все для Победы!» Персонал работал сутками, жили при госпитале. Это обо всем поколении военных лет в наше время молодежь запела слова из песни «День Победы» – «Дни и ночи у мартеновских печей не смыкала наша Родина очей».

Руководство всем хозяйством – и подсобным огородом, и банно-прачечным делом, и отоплением, и заготовкой сена для лошадей, со сбором ягод-грибов в лесной зоне, и обеспечением водой, продуктами питания – было возложено на одного сотрудника. Все это в срок мог выполнить только один человек, талантливый организатор, умный, высококвалифицированный и обаятельный фельдшер Павел Иванович Малков. В его обязанности также входило и все госпитальное делопроизводство, вся канцелярия и архив. Он твердо держал в своих крепких руках штурвал жизнеобеспечения госпиталя. И многому – настойчивости, терпению, выдержке – Павел Иванович научил молодую старшую медсестру из 3-го лечебного корпуса Прасковью Путилову.

В семьях у всех ветеранов до сих пор хранятся трудовые книжки, военные билеты, наградные документы и приказы, заполненные с мужской боевой четкостью, грамотно и лаконично. Нельзя без волнения листать и читать эти бесценные строки Павла Ивановича. Мне довелось работать с ним в стенах городской больницы № 4, и я многому научился у него.

С высоким напряжением работал весь персонал. Вспоминает санитарка госпиталя Н.Фролова, из 3-го лечебного корпуса: «За смену нужно было принести с пруда до 50 ведер воды. Зимой приходилось топить печи – на каждую санитарку по 12-15 печей. Дрова пилили сами. Было очень голодно. В госпитале не хватало медикаментов. Их заменяли. Приходилось делать хвойные настои, собирать на полянах щавель, крапиву, бруснику, выращивали алоэ».

В конце сентября 1941 г. состоялась первая выписка из госпиталя. Выписку проводили ведущие специалисты тыловой госпитальной базы Свердловской области, профессора нейрохирург Д.Г.Шефер, хирург А.Т.Лидский, терапевт Б.П.Кушелевский, травматологи Ф.Р.Богданов, Чаклин. Выписывали на фронт, в батальон выздоравливающих, во временный отпуск, на оформление инвалидности. Каждый месяц наиболее сложных раненых консультировали и оперировали эти знаменитые доктора из клиник Свердловского государственного медицинского института. Я помню, как на бесценных лекциях в большой институтской аудитории в 60-е годы и Давид Григорьевич Шефер, и Аркадий Тимофеевич Лидский дополняли лекционный материал интересными примерами из тагильских госпиталей.

Выписка раненых из госпиталя проводилась по боевому графику медицинской комиссией по 4 категориям и никогда не срывалась.

Через 4 месяца, в конце ноября 1941 г., по приказу командования личный состав врачей и медицинских сестер был демобилизован, с сотрудников сняли военное обмундирование и погоны. Все медики госпиталя стали вольнонаемными. В декабре 1941 г. П.С.Путилова по указанию лечебного инспектора М.С.Левченко была переведена на должность старшей медицинской сестры терапевтического отделения эвакогоспиталя № 1150/374, который был расположен в здании школы № 6 на улице Ленина (в наши дни – здание треста «Тагилстрой»). На ее руках была двухлетняя дочь, муж воевал на фронте, жить и работать было трудно, но об этом даже и думать было некогда. Весь врачебный персонал госпиталя был аттестован на воинские звания. В сентябре 1943 года эвакогоспиталь убыл на фронт, Прасковья Силантьевна продолжала долечивать оставленных раненых и больных. В апреле 1944 г. ее перевели на должность старшей медицинской сестры медсанчасти Рудника имени III Интернационала.

Мирные дни Прасковьи Путиловой

Вступая в должность, она приняла в больнице только пустые шкафы – без запаса медикаментов и инструментария. Ей в руки передали: 1 скальпель, 1 пинцет, 1 корнцанг и автоклав без манометра. В тот же период, 9 мая 1944 г., медсанчасть Рудника (в будущем городскую больницу № 6) возглавила талантливый хирург и организатор здравоохранения Валентина Константиновна Новикова. Позднее она будет возглавлять хирургическое отделение больницы, в 1952-1955 г.г. работала хирургом в Китае, с 1955 до конца 80-х годов – хирургом поликлиники городской больницы № 6.

Валентина Константиновна и ее правая рука Прасковья Силантьевна обратились за помощью к руководителю Тагилстроевского здравоохранения и главному врачу вновь открытой медсанчасти Наркомчермета Марте Николаевне Зеленской. Марта Николаевна выделила наборы хирургического инструментария и автоклав.

Так начиналась гражданская жизнь. Так все тяжелые проблемы свалились на В.К.Новикову и П.С.Путилову.

1944 год – время, когда вся страна была в состоянии напряженной сжатой пружины. На заводах, в шахтах каждый рабочий трудился за двоих-троих ушедших на фронт. В таком же положении была и рудничная медицина. Старшая медсестра медсанчасти Прасковья Путилова, 25-летняя девчонка, одновременно заменяла диетсестру, медицинского статистика, перевязочную сестру, наркотизатора в операционной и даже дежурного врача. Военная пора от каждого потребовала большого дерзания.

Медикаменты, расходный и перевязочный материал, белье, продукты питания приходилось буквально вырывать из складов городского резерва. Нередко В.К.Новикова, всегда вместе со старшей сестрой П.Путиловой, выезжали в Свердловск, в Облздравотдел, на центральный аптечный склад, доставляли оттуда все необходимое. Нередко грузы вывозили на себе. Собирали группу сотрудников из 5 человек и в рюкзаках, на себе, по 20-25 кг, тащили гипс в больницу.

Обстановка в больнице сложная. Автотранспорта не было. Всю хозяйственную и снабженческую часть обеспечивали 2 лошади. Нередко на тележках перевозили тяжелых

больных. В корпусах было печное отопление. Своими силами, дружно заготовляли дрова на лесосеке, косили травы на далеких покосах, вывозили сено для лошадей. И все это делали женщины, сотрудницы отделений. Больница содержала большой огород, где выращивали овощи – картофель, морковь, капусту. На хозяйственном дворе содержали 5 коз, молоко от которых выдавали ослабленным больным. И все это совершалось под строгим контролем главной хозяйки больницы – старшей сестры Путиловой. После школы П.И.Малкова хозяйственные дела решались как текущая работа.

С годами нарастала мощность Рудничной больницы. Работала поликлиника. Стационар развернут на 200 коек, со всеми необходимыми отделениями. К 50-м годам функционировали хирургическое отделение с операционным блоком и гипсовой, терапевтическое, гинекологическое, родильное, детское, туберкулезное отделения, 4 здравпункта на шахтах.

Все дела незаменимой Прасковьи Путиловой – это неутомимый, творческий труд, умение выделить самое главное и основное, умение видеть перспективу. И всегда – доброе отношение к сотрудникам, умелая работа с персоналом. Текучести среди работников не было. Как жаль, что такими космическими качествами не умеют владеть современные руководители.

В обязанности Прасковьи Силантьевны входило ведение больничного архива. Истории болезни, годовые отчеты, анализ заболеваемости ею тщательно систематизировались и сохранялись с 1944 года, с первого дня работы в медсанчасти. Через 30 лет, в 70-е годы, эти документы пригодились шахтерам при выходе на пенсию и инвалидность. По материалам архива в больнице было подготовлено и защищено 3 диссертации на ученую степень кандидата медицинских наук. Авторами этих научных работ были: по вибрационной болезни – главный врач Николай Федорович Губарев, по силикозу – М.А.Маркин и врач-патологоанатом из НИИ гигиены труда и профессиональных заболеваний.

Прасковья Силантьевна вполне могла бы войти в современный менеджмент. Ей еще в 50-е годы пришлось срочно решать проблему с получением автомобиля скорой медицинской помощи.

Прасковья и министр Ковригина

В 50-е годы в Нижний Тагил прибыла Министр здравоохранения СССР Мария Дмитриевна Ковригина. В городе решались перспективы развития здравоохранения. На рабочее совещание к министру была вызвана главный врач больницы В.К.Новикова, но Валентина Константиновна заболела и на совещание была отправлена старшая медсестра больницы П.С.Путилова.

Мария Дмитриевна после совещания беседовала с главными врачами каждой больницы. В беседе Прасковья Силантьевна доложила министру горячую проблему медсанчасти – нет санитарного транспорта, срочно необходим автомобиль скорой медицинской помощи. Мария Дмитриевна внимательно выслушала доклад, приказала своему секретарю принять срочные решения, обещала помочь и долго расспрашивала о нуждах рудничной медицины. Министр сдержала слово – через 2 месяца больница получила первую новую машину.

IMG_20191027_141709.jpg

Главный итог жизни

Прасковья Силантьевна работала в городской больнице № 6 в 1944-1982 г.г. – 38 лет. Ее медицинский стаж 44 года, из них – 41 год старшей медсестрой эвакогоспиталя, а затем 6-й городской больницы.

За эти годы она успешно работала с 8 руководителями городского здравоохранения – Карташовым (40-е годы), Образцовой, А.М.Скалкиным, Н.Я.Стаканчиковой, Пеленковой, Л.Н.Великановым, Н.С.Бабичем, В.И.Борисюком. Все текущие проблемы оперативно решались со всеми ведущими специалистами и руководителями Горздравотдела. С ней трудились 8 главных врачей больницы: В.К.Новикова, В.И.Залесова, Г.А.Маркина, Е.М.Нейенбург, А.Д.Бойков, В.Э.Видеман, А.Н.Морозова, Н.Н.Сурова.

Она работала в городских Советах медицинских сестер и в Совете медицинских статистиков, проводила проверки, консультировала по многим проблемам молодых специалистов. На всех направлениях ее действия давали позитивный результат.

В 1982 г., в возрасте 63 лет, Прасковья Силантьевна закончила свою необъятную трудовую деятельность. За свои неустанные труды Прасковья Силантьевна удостоена государственных наград: в 1945 г. – медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.», позднее – медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина. 1970 г.», «Ветеран труда». В 1970 г. награждена Почетным знаком «Отличнику здравоохранения СССР» и многими юбилейными медалями.