Черепановы Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович


Е.А. Черепанов.jpgМ.Е. Черепанов.jpgПаровоз Е.А. и М.Е. Черепановых.jpgТагильский поднос.jpg

Черепановы жили в Выйском поселке Нижнего Тагила. Мирон родился в 1803 году. Прадед его Петр Черепанов и дед Алексей Петрович были простыми работниками, крепостными Демидовых. Отец Ефим Алексеевич - знаменитый механик и изобретатель, наставник и сотрудник Мирона в общих делах, служил плотинным Выйского завода, главным механиком Нижнетагильских заводов.

Проходя обучение "при доме", Мирон так хорошо овладел грамотой, что двенадцатилетним подростком был принят на Выйский завод в должности писца. Через четыре года он перешел к отцу на должность "помощник механика Черепанова" по строительной части. Сын постепенно приобщался ко всему кругу заводских работ.

Свою первую паровую машину в 4 л.с. Черепановы изготовили в 1820 году, то есть еще до поездки Ефима Алексеевича в Англию, на родину первых паровых машин. Заводская контора, сообщая об этом, отмечала: у них отсутствие специального образования, "Отец и сын могли только читать и подписывать свое имя (!? - Н.М.), однако они не только поняли устройство паровых машин, но и приготовили для устройства разного рода станки".

В 1825 году Мирон с отцом едут в Москву и Петербург, Швецию. Тогда же Мирона назначают плотинным Выйского завода, не оставляя прежней должности помощника при отце. В полсотни лет с небольшим Ефим Алексеевич жаловался на падающие силы и слабое зрение. Он писал в одном из донесений, что его сын Мирон сможет в будущем заменить его в работе. Эта мысль пришлась по нраву Николаю Никитичу Демидову, и он Ефиму указал: "Старайся заблаговременно приучить свет его сына к тому, что тебе известно, дабы, когда ты не в силах будешь действовать, он мог бы занять твое место".

Весной 1825 года Ефим Алексеевич сообщает об успехах 22-летнего сына в механическом искусстве: "Находясь при мне, он уже приобрел некоторые познания по механической части, а равно и по другим предметам и имеет такую же к сему занятию склонность, как и я". Два года спустя это же подтверждает запись в конторе: "Мирон с давнего времени пристрастился к паровым машинам, он готов всегда... не спать, не пить, не есть, только бы смотреть и рассуждать о них, а потому по сей части показал такой успех, какой нельзя было ожидать от необразованного человека".

К 25 годам Мирон был семьянином, жене его Евдокии Петровне было 22 года, и они имели трех дочерей. Сын Киприян появится позже, в 1839 году, и со временем будет служить чертежником при заводе.

Мирон в 1827 году впервые самостоятельно направляется в Петербург "для осмотра тамошних заводов и снятия некоторых машин планов", а также для ознакомления с добычей платины, которая началась в демидовских владениях, в 1825 году здесь нашли самородок платины в 10 фунтов.

В феврале 1828 года Мирон с отцом занимается перестройкой труб и цилиндров в машине Анатольской шахты. Заводоуправление награждает Черепановых суммой в 2000 рублей за создание паровой машины. Год спустя механики сделали новую паровую машину в 40 л.с. для Медного рудника. В начале 1830-х годов Мирон работает над "паровой телегой". Весной 1833 года он едет в Петербург, затем в Англию и на обратном пути посещает предприятия Петербурга, Москвы и Ярославля.

Высшее достижение в творчестве Черепановых - создание первого русского паровоза. Об этом писали в "Горном журнале". Здесь можно бы и не рассказывать его историю, она общеизвестна. Однако нет-нет да и вспыхнут в прессе споры: была ли железная дорога в Тагиле первой? А паровоз?

Были паровоз и дорога! Об этом говорят архивные документы. 29 сентября 1833 года Петербургская контора разрешает Мирону Черепанову построить две "паровые телеги для перевозки тяжестей". Постройка началась на Выйском механическом заведении в конце года. 15 мая 1834 года в "Сведениях" конторы сообщалось, что "пароход неоднократно был перепускан и надежно пустить в скором времени в действие". 29 июня "пароходка по деревянной дороге пробежала до 25 сажен, но не может без усовершенствования иметь ход по обыкновенной дороге". 5 сентября в "Сведениях" читаем: "Некоторые переправки происходят у пароходного дилижанса и строится для одного чугунная дорога по Выйскому полю". 9 сентября в Нижнем Тагиле был пермский губернатор: "осматривал пароходку и даже изволил на ней кататься". В 1835 году Верхнесалдинской заводской конторе выписали ордер на отливку для дороги под пароходку на 200 сажен чугунных реек (рельсов. -Н.М.). Было указано "при отлитии отправить их вощиками в Выйский завод на пароход механика Черепанова Мирона с запиской в расход". В следующем году за достигнутые успехи в работе Ефим Алексеевич получил в награду серебряный перстень, а Мирон Ефимович - вольную (отец - в 1833 году).

28 мая 1837 года Нижний Тагил со свитой посетил великий князь Александр Николаевич, будущий император Александр-освободитель. Наследник осмотрел многое, в частности, монумент Н.Н. Демидову и сухопутный пароход, бывший тогда в действии. В.А. Жуковский в путевом дневнике в записи об этом оставил одно слово: "Пароходка". Слово "паровоз" еще не везде было в ходу. Несколько суховато отнеслись гости к такой диковинке в далекой глубинке России. Прибывшие из столицы, надо полагать, знали уже о первой в России пассажирской железной дороге Петербург - Царское село. Она была пущена в том же году с мощным английским паровозом. В первые же 13 дней по ней проехало 13293 пассажира и дорога выручала до 1000 рублей в день. Но первый русский паровоз был в Нижнем Тагиле.

После кончины отца в 1842 году Мирон Ефимович остается на самостоятельной службе у хозяев. Ставит паровую машину в 4 л. с., работающую на "теряющемся паре" от медеплавильных печей Медного рудника. В 1846-47 гг. Мирон строит паровую машину "среднего давления" в 5 л.с., она работала сначала на Авроринском, потом - на Матильдинском приисках. Он же сооружает самый мощный изо всех черепановских паровой двигатель в 60 л.с., предназначенный для откачки воды на Ново-Анатольской шахте Медного рудника.

Весь в планах и свершениях - сооружаются новая воздуходувная установка и паровой молот для новой медеплавильной фабрики, - Мирон Ефимович Черепанов скончался 5 октября 1849 года.

Прошла жизнь творческого человека. Механик крепостной России понял много ранее других потребность в паровых двигателях и связанных с ними изменениях в заводской технике, что называлось промышленным переворотом. Успехам в делах Черепановых немало способствовали И.Ф. Макаров, С. Желваков, Е. Коряков, Ф. Монзин. Их постоянным соратником в становлении новой техники был на заводе Ф.И. Швецов, замечательный специалист в области горнозаводского производства.

...На южном берегу Выйского пруда Нижнего Тагила и сейчас находится усадьба механиков Черепановых. Строгое, в стиле классицизма, здание с ажурным балконом и венчающим фронтоном декорировано наличниками окон и карнизом простого профиля. В 1984 году оно было передано Нижнетагильскому краеведческому музею, который готовится к 200-летнему юбилею со дня рождения Мирона Ефимовича Черепанова разместить здесь экспозицию нового музея истории техники.

Площадь перед домом стоит назвать Черепановской. Ее окружают плотина пруда и бывший медеплавильный завод. Из-за забора нынешней кондитерской фабрики виднеется двухэтажное каменное здание бывшего механического заведения Черепановых. На этой площади память о замечательных механиках Черепановых может быть увековечена созданием мемориального комплекса, в составе которого должен быть макет черепановского паровоза. Выйский исторический комплекс явится хорошим Памятник отцу и сыну Черепановым дополнением к нынешнему заводу-заповеднику.