Артамонов Ефим Михеевич


859.jpg860.jpgАртамонов Е.М..jpeg

Ефим Михеевич Артамонов считается создателем первого в мире двухколесного велосипеда. Известно, что Ефим Михеевич был крепостным, работавшим на Пожвинском заводе графа (по другим сведениям – князя) Всеволжского. Талантливый изобретатель родился в 1776-м году. Отец мальчика был специалистом, который занимался строительством барж. С раннего детства Ефим оказывал отцу посильную помощь.

С четырнадцатилетнего возраста Артамонов стал ходить пешком на Старо-Уткинскую пристань, куда направили работать его отца. Таким образом, подростку приходилось проходить в день около 160 верст. Возможно, именно тогда он и задумался о том, как было бы хорошо изобрести самокат.

Есть сведения о том, что мальчика однажды высекли розгами за то, что он разъезжал на своем самокате по городским улицам, тем самым распугивая встречных лошадей, которые причиняли вред здоровью граждан.

К слову сказать, сам самокат был изобретен в 1800-м году. Это был прообраз известного нам велосипеда. Данное изделие было железным, с двумя колесами, которые располагались друг за другом. Размер переднего колеса был в два раза больше, чем заднего. Колеса закреплялись на изогнутой металлической раме. Самокат двигался благодаря движению ног. Необходимо было поочередно нажимать на педали, которые располагались на переднем колесе (а точнее, на его оси).

В 1801-м году Ефим Михеевич Артамонов решает совершить на своем изобретении поездку в Санкт-Петербург. Здесь стоит отметить, что большое переднее колесо причиняло «водителю» большие неудобства: при неосторожном спуске транспортное средство могло легко перевернуться, что грозило человеку причинением серьезных увечий. Поднимаясь в гору, необходимо было как можно сильнее «работать» ногами, чтобы самокат не дал обратный ход.

Однако изобретатель был весьма настойчив. Он твердо решил преодолеть все трудности и препятствия. Артамонов все-таки проехал на своем изобретении до Петербурга, а затем сразу же направился в Москву. За этот отважный поступок его наградили 25 рублями и вручили вольную. После этого Ефим Михеевич благополучно возвратился в родной Нижний Тагил, где стал работать над совершенствованием самоката. Любопытно, что копию самоката в наши дни можно увидеть, посетив Нижнетагильский краеведческий музей.

В 1802-м году в Нижнем Тагиле было множество экземпляров изобретения Артамонова. Рабочие планировали повторить поступок Ефима Михеевича и посетить столицу, добравшись до нее на новых транспортных средствах.

Тем не менее, демидовские приказчики с таким благополучным исходом дела были не согласны. В связи с серьезной порчей заводского железа и побегом от крепостного хозяина на самокате, который, как они считали, был сделан специально с целью осуществить этот побег, было решено конфисковать и уничтожить все экземпляры самокатов. Что касается самого Артамонова, то его предполагалось избить кнутом. После этих репрессивных мер полезное изобретение талантливого крепостного было всеми забыто. Современный велосипед создали уже совершенно другие люди. Однако, несмотря на неоднократное совершенствование конструкции велосипеда, основной принцип его действия был таким, каким придумал его Артамонов.

Есть сведения, что в 1815-м году Ефим Михеевич вернулся на родной Пожвинский завод. Однако в разрозненных архивах этого завода отсутствует информация о дальнейших работах гениального изобретателя. По некоторым данным, в 1840-м году его видели на Суксунском заводе Демидова, где он присматривал за тем, как осуществляется постройка железного парохода. Скончался Артамонов в том же Суксуне, в 1841-м году.

Велосипед, экспонируемый в Нижнетагильском историко-революционном музее, не является оригинальной моделью начала

XIX века. Результаты металлографического анализа и отсутствие документальных источников подтверждают, что какой-либо связи между тагильской моделью велосипеда и изобретением Артамонова нет.

Пока не выяснено, копией какой модели является нижнетагильский велосипед. Первые машины имели лишь отдельные металлические детали. Полностью они стали изготовляться из металла с конца шестидесятых годов XIX века. Приблизительно в этот же период изменяется и их конструкция: переднее колесо значительно увеличивается в размерах, заднее, напротив, уменьшается. Помимо сходства с ординарным велосипедом Раджа 1880 года (так называемый «паук»). о котором говорит Г.Н.Лист, тагильский образец также напоминает по конструкции модели бициклетов «Ариэль» Старлея и Хиллмана, «Наряжение» Гроута, «Кенгуру».

 Велосипед поступил в Нижнетагильский музей в 1923 году при расформировании Верхотурского музея без сопроводительной документации. Передаточные ведомости до сих пор не обнаружены. Таким образом вопрос об атрибуции модели не снимается.